События

  • Игошина Елена: рожденные Россией

    2 ноября 2023 года в филармонии имени А.Шнитке (г. Саратов) прошла пресс-конференция, а вечером состоялся концерт-спектакль "Рожденные Россией".

    Подробнее...

  • Эксперты Земского клуба в журнале «История и историческая память»

    В конце октября 2023 года опубликован выпуск № 26 журнала «История и историческая память» (межвузовский сборник научных трудов под редакцией А.В. Гладышева), примечательный тем, что из 13-ти авторов около половины — а именно, 5 являются экспертами Земского клуба, в частности:

    Подробнее...

  • Тамара Пенкина и Юрий Бабединов в саратовском Поддоне

    Сегодня (29.10.23, в День комсомола) в саратовском Поддоне случился вечер стихов, а потом исполняли Тамара Пенкина и Юрий Бабединов. Я записал лишь 5 композиций, а их было больше. Насладитесь! Видео 22 минуты.

    Подробнее...

  • Кировский райком отметил 105 лет ВЛКСМ

    Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи отмечает сегодня, 29 октября 2023 года, 105-летный юбилей. Поздравляем! Актив Кировского райкома комсомола г. Саратова отпраздновал событие заранее, 27 октября. Официальная часть прошла в районном Доме пионеров (теперь это Центр детского творчества), а вечером собрались в

    Подробнее...

  • Татьяна Крылова: новый дом для белочки

    Вновь ненастная осень наполнила улицы холодным ветром, пасмурным небом, монотонным и затяжным дождём. Отложены до лучших времён долгие прогулки по залитому солнцем городу, разноплановые экскурсии, сидение на лавочке в парке...

    Подробнее...

  • Палёхина Елена: Хвалынское притяжение, 2023 год

    В этом году наше хвалынское движение отмечает три важные даты. Во-первых, это юбилей наших пленэров, в этом году им исполнилось 35 лет (маленькая жизнь!). Напомню, что творческие встречи в Хвалынске начались с подачи В.А. Мошникова и П.А. Маскаева как поиск прерванной «живой» традиции через обращение к изучению творчества и

    Подробнее...

  • Елена Игошина: Принцесса Цирка – пресс-конференция к открытию

    Журналисты встретились с членами большого жюри IX международного фестиваля «Принцесса цирка» 19 октября 2023 года.  На вопросы также отвечали организаторы и эксперты цирковой индустрии. Беседу предварило выступление балета Королевского цирка Гии Эрадзе и шоу «Песчаная сказка» компании Росгосцирк. Восточный ветер и блеск костюмов навеяли атмосферу будущего праздника.

    Подробнее...

  • Валерий Петров: очерки о педагогах от профсоюза образования

    Увидел свет новый, 3-ий сборник о ветеранах педагогического труда и профсоюзной деятельности. Идею издания такого журнала предложили внештатные корреспонденты Саратовской областной организации Общероссийского профсоюза образования.  В год педагога и наставника особенно важно отдать дань уважения и памяти достойным людям,

    Подробнее...

  • Валерий Петров: логика нужна всем

    Вышел в свет новый учебник доктора пед. наук, кандидата физ.-мат. наук, профессора Игошина В.И. «Логика с элементами математической логики». (Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 418 с. – (Высшее образование). – DOI 10.12737/1856361) e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    В эпоху всеобщей цифровизации резко сужаются сферы деятельности человека, где он может и должен применять свои мыслительные способности.

    Подробнее...

  • Сир Двор представляет: выставка картин «Добро. Свет. Душа…

    20 октября в редакции газеты «Земское обозрение» откроется выставка работ Татьяны Ивановой-Гуляевой, члена СРОО «Творческий союз художников». Будут представлены картины автора в жанре потоковой живописи. Приходите в редакцию газеты «Земское обозрение» в пятницу, 20 октября, в 17.00. Адрес: ул. Московская, 59.

    Подробнее...

  • «Золотой Гонг-2023» – вперёд, к успеху!

    «Золотой Гонг» – привычное и памятное название для тысяч наших коллег, причастных к этому событию. Всероссийский конкурс журналистов в этом году отметит свой двадцать девятый день рождения. Дата не круглая, юбилей будет отмечаться в 2024 году. В АРС-ПРЕСС поступают звонки из разных регионов, из маленьких сёл и больших городов. В сегодняшней почте – письмо, автор Елена Газина, выпускающий редактор газеты «Киселёвские вести» из Кузбасса. «Могу ли я узнать, будет ли конкурс «Золотой Гонг» в 2023 году? Очень хотелось бы впервые принять в нём участие».

    Подробнее...

  • Игошина Елена: Любовь и боги Сальвадора Дали

    Выставка с этим названием открыта 14 октября 2023 г в музее Радищева (корпус Биржи-Истфака). Неведомое… Знаменитый создатель мифов о себе, эпатажный испанец с бурной фантазией известен многим как эксцентричный сюрреалист. Вы сможете насладиться изысканной линией его рисунка, великолепной изящной композицией работ, игрой ума на грани

    Подробнее...

    «Многонациональный Русский Мир: миф или реальность?»

    Названную тему Анатолий Павлович Мякшев раскрыл в своём докладе Философско-гуманитарному Земскому клубу «Росс-XXI век» 28 апреля, на четвёртом в этом году заседании клуба. Видео 27 минут. Выступили:

    А.Д. Никитин: понятия «русский» (народ, язык и т. д.) недавнего происхождения и в современном смысле укоренены большевиками после 1920-х, концепт «Многонациональный Русский мир» придуман в угоду правящей в РФ с 1993 компрадорской буржуазии. Видео 9 минут: http://zemob.ru/index.php/1212-aleksandr-nikitin-kontsept-v-ugodu-kompradorskoj-burzhuazii

    И.Г. Сухарев: проблема именно Русского мира в низком качестве его элиты как интернациональной и безродно-космополитической по своей сути. Видео 7 минут: http://zemob.ru/index.php/1213-i-n-sukharev-nizkoe-kachestvo-elity-rf

    С.В. Макаров считает синергетику методом, оптимальным для достижения целей. Следует мыслить сложно, находиться в разных системах. Национализм хорош лишь государственный, а этнический вообще не нужно допускать. Видео 8 минут: http://zemob.ru/index.php/1214-sergej-makarov-protiv-natsionalizma-etnicheskogo

    А.В. Гладышев понимает язык как тюрьму нашей культуры. Концепт «Многонационального Русского мира» режет слух, то есть, являет собой проблему лексем и языка в процессе осознания мира. Видео 6 минут: http://zemob.ru/index.php/1216-a-v-gladyshev-ponimaet-yazyk-kak-tyurmu-nashej-kultury

    М.В. Калашников сомневается в концепте «Многонациональный Русский мир», так как мы — на развалах советской понятийной системы, старым языком не можем понять изменения сейчас, в том числе на Юго-Западной Руси. Там антирусскому украинству стихийно противостоит советскость, например, в виде красных флагов на БТР. Видео 13 минут: http://zemob.ru/index.php/1217-m-v-kalashnikov-na-yu-z-rusi-ukrainstvu-protivostoit-sovetskost

    А.В.Родионов назвал диковинными отдельные концепты из доклада, как то «русский этнос». Нескладущки следует объяснять. Интуитивно понятно, что Русский мир есть реальность, и концепт можно принять, но, понимая его идентичность русской цивилизации. Видео 9 минут: http://zemob.ru/index.php/1218-a-v-rodionov-intuitivno-ponyatno-chto-russkij-mir-est

    ТЕКСТ ДОКЛАДА (ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ВИДЕОВЕРСИИ):

    Многонациональный Русский мир

    Попытаюсь порассуждать вокруг теоретического обоснования осуществляющихся на наших глазах некоторых проектов нациестроительства и поделиться соображениями по поводу историчности и содержательности народившейся совсем недавно дефиниции «Многонациональный Русский мир».

    Первый момент. Вся сегодняшняя постсоветская реальность не обладает в целом исторической субъектностью, завершенным историческим качеством и адекватностью самооценки. Ни один процесс, начавшийся после распада СССР не только не завершен, но и даже не имеет отчётливых параметров, ясных пространственных и временных характеристик. Отсутствует какая-либо мало-мальски понятная структура, будь то властная либо идеологическая. Совершенно расплывчата и начисто лишена созидательности мотивация человеческой деятельности. Объяснять это объективно победившей культурой Постмодерна либо организованным Швабом и Соросом управляемым хаосом, на мой взгляд, контрпродуктивно. Представляется, что объективно складывающий, формирующийся и вырастающий исторический феномен под названием «Русский мир» является одним из наиболее удобных способов познания не только текущего политического момента, но вполне действенным методом постижения прошлого и прогнозирования будущего человеческой цивилизации. Построение Многонационального Русского мира актуально для сегодняшних повседневных практик и как идеологический манифест, и как вполне осязаемый, цельный, логичный и, что самое главное, неразрывный и неотделимый от предыдущих успешных, незавершенных либо разрушенных искусственно, политический проект. Одним словом, победа Многонационального Русского мира будет означать завершённость одной из наиболее длительных стадий человеческой истории, получившей своё воплощение в нациях-государствах и локальных цивилизационных блоках, в которых эти национально-государственные образования мимикрировали.

    Появление категории «Многонациональный Русский мир» подтверждает опасность и неубедительность исторических долговременных прогнозов, зато актуализирует похожий или даже идентичный исторический опыт. Так, не подтверждается утверждение Арнольда Джозефа Тойнби о том, что локальные цивилизации «сменят» общности «более высокого уровня» – мировые религии. Потерпели крах заклинания «певцов» глобализма Френсиса Фукуямы и Бернара Леви – «глобальный» мир, как и господство финансовой олигархии и его инструмента-доллара, разрушается на наших глазах. Вряд ли можно согласиться и с Самюэлем Хантингтоном, подробно описавшим грядущее столкновение культур, но считающим самым надёжным и полезным «международный порядок, основанный на цивилизациях». «Идеальный тип» Русский мир, как интеллектуальная конструкция, возрождает саму историю русского этноса и народов, вовлеченных им в свою цивилизационную и ментальную орбиту.

    Ренессанс исторической науки, на наш взгляд, неизбежно легитимизирует три понятия «русский этнос», «российская нация» и «Многонациональный Русский мир», в купе символизирующие три стадии существования и эволюции русского народа. Русский этнос как историческая общность, объединенная одним языком и территориально ограниченная условными границами Новгородско-Киевской Руси сложилась окончательно в XI в. Несмотря на двоеверие, слабость хозяйственных связей, сохраняющиеся родовые отличия элитам было свойственно чувство национального единства, а схожая идентичность большинства социума проявлялась в его решимости оборонять условные границы государства, т.е. осознание того, что за этими границами – другие, непохожие, неверные, чуждые и опасные. В этой связи сегодняшние популярные культурные концепции примордиализма, нашедшие отражение в трудах К. Гирца, Э. Шилза, Ч. Кейеса, а также советских этнографов, вполне способные адекватно и объективно оценивать состояние и перспективы русского этноса. Ядром изначальной этничности, по мнению сторонников культурного примордиализма, является культура, основанная на религии и традиционном социальном порядке. К. Гирц отмечает существование границ конструирования гражданских наций. В результате, «интеграционная революция», созидающая нацию, вступает в конфликт с примордиальными началами: «Напряженность между изначальными чувствами и гражданской политикой, хотя и может быть смягчена, но совершенно исчезнуть, вероятно, не может. Способность объективно «данного» – места жительства, языка, кровного родства, взглядов и образа жизни – формировать представления каждого человека о том, кем он, по сути, является и с кем он нерасторжимо связан, коренится в бессознательных глубинах личности. И, однажды возникнув, определенная степень вовлеченности этого неосознанного ощущения коллективного «Я» в постоянно расширяющуюся политическую деятельность национального государства уже не исчезает, именно потому, по-видимому, что эта деятельность затрагивает чрезвычайно широкий круг проблем» [Гирц, 2004, с. 315-316]. Сторонники данного подхода, по сути, считают неизбежным конфликт государства и доминирующей этнической общности при любом варианте нациестроительства, поскольку попытки государства игнорировать изначальные различия в «крови», расе, языке, религии, традиции, регионах происхождения только усиливают конфликтогенность. Гирц советует модераторам нациестроительства не подавлять изначальные чувства, а цивилизовывать их.

    Увы, судьба русского этноса свидетельствуют, что его элиты враждебны данному азбучному тезису. В этой связи, следует выделить как точку бифуркации XVII век, на протяжении которого этничность мобилизовывалась в её прямо противоположных функциях и смыслах. С одной стороны, устремленность элит к этнической дезинтеграции привела не только к грандиозному духовному расколу русского народа, но и к одномоментной потере политической независимости, грозившей утерей национальной идентичности. В обоих случаях, опасность исходила с запада. С другой стороны, мобилизующая этничность в символичной форме общерусского ополчения 1612 г. способствовала сохранению и политической независимости (читай – национальной идентичности) и русских ментальных начал, ярко выраженных в старообрядчестве.

    Подавление русской этничности стало одним из главных факторов распада Советского Союза. «Остывание» этничности русских, выразившееся в равнодушии к судьбе сверхдержавы, стремительно нарастает и в наши дни. Дело здесь не только в этнической расчлененности русского народа на три большие ветви (великороссы, белорусы и малороссы), но и в достигшей, на наш взгляд, кульминационной точки процессе этнической дезинтеграции русских, искусственно «разметанных» на постсоветских пространствах, а также углубляющемся процессе этнической деградации. Процесс отказа от великой русской культуры в угоду пресловутой вестернизации, осуществленный в течение трех десятилетий методами ЕГЭ и Болонского процесса, в настоящее время достиг своего апогея. В международном аспекте этот «отказ» приобрел характер изгнания русской культуры с англосаксонской цивилизационной территории. В России же на наших глазах свершается пока еще плохо осознаваемый даже патриотической общественностью процесс лишения русского этноса его главного системообразующего признака – русского языка. Движение за использование в качестве государственного не всего богатства русского языка, а всего лишь части его жанров (делопроизводственный, юридический) уже привело к различению, пока еще только формальному, в школьном расписании двух предметов: «русский язык» и «русский родной язык» в 75 часах. В перспективе это уже чревато утерей этнического русского кода!

    Термин «российская нация» никаких загадок не несёт и связан с популярностью конструктивистской теории нации, которую развивали Б. Андерсон, Э. Геллнер, в свою очередь, опиравшихся на исследования этнических границ норвежского антрополога Ф. Барта. Сторонники конструктивизма считают нации явлениями историческими, «продуктом» капиталистической индустриальной эпохи, создавшей глобальную сеть коммуникаций и взаимозависимостей, этнической основой национального государства, основанного на народном суверенитете и всеобщем гражданстве. Не следует, правда, забывать, что одним из существенных элементов данной «теории» является признание того, что национальные государства и демократические сообщества изначально базировались на этнонационалистических принципах, предполагающих неравенство статусов этнических коллективов. Так, А. Виммер обращает внимание на так называемое «правила исключений», когда в процессе созидания современных национальных государств на время или постоянно «исключенными» из националистического проекта оказывались инорасовые, иноконфессиональные и инокультурные группы. Так с самого начала своей истории «начальная» американская нация «исключала» америндов, африканских рабов и другие этнические группы неевропейского происхождения. Б. Андерсон, как и его последователь в России В.А. Тишков, указывает на то, что именно коммуникативные связи внутри национальных сообществ обеспечивают единство нации, крепость ее границ по отношению к другим нациям: «Оно воображенное, поскольку члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинство своих собратьев-по-нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живет образ их общности». Рассуждая о «российской нации», мы, по сути, имеем в виду один из конкурирующих проектов интеграции российского общества, а именно: гражданский проект формирования политической нации россиян. Это при том, что на ином постсоветском пространстве уже очевидно преобладание и растущая актуализация иного этнического проекта, предполагающего доминирование титульной этнической нации, ассимиляцию отдельных групп населения и «общинизацию» общества. На Украине это проект был реализован силовым методом, методом фашизации общества. В соседнем Казахстане данный проект ускорился качественно после январских событий 2022 г.

    Выскажу предположение, что феномен «укрофашизма» вырос ещё и с подачи французских и британских структуралистов, объединенных идеей о том, что культура представляет собой жёстко упорядоченную структуру, но элементы этой структуры не статичны, а подвергаются постоянной эволюции и изменениям. К примеру, мышление «традиционного» человека можно радикально трансформировать через призму мифологии и религиозных представлений. Так, была придуман миф об украх, ставший основой политического проекта «Украина – анти-Россия», реализованным в сегодняшнем политическом поле вооруженным противостоянием под девизом, высказанным Б. Леви на Майдане: «Украинцы – лучшие из европейцев».

    Неразбериха в концептуальных подходах, отсутствие цельных и современных научных концепций развития российского общества диктуют необходимость объективного анализа истории национальной политики современной России. Первым и определяющим фактором может стать отказ от негативистских трендов советской национальной политики. К примеру, я давно призываю отказаться от эмоциональных оценок для характеристики социальной природы сталинских депортаций и собственно советского политического режима, никогда не преследовавшего цель уничтожения какого-либо народа. Ну хотя бы ввести в научное поле обсуждение таких проблем, как скажем: вопрос причин депортации народов, степень участия в них соседних этнических групп, конкурирующих за ограниченные земельные ресурсы. Не ясно насколько безболезненной и бескровной была бы иная альтернатива, предположим, проведение длительной по времени контрповстанческой кампании на Северном Кавказе, по примеру акций, проведенных на Западной Украине и в прибалтийских республиках против националистического подполья в конце 1940-х годов. Примером может служить депортация польского населения в Казахстан с территории Западной Белоруссии и Западной Украины. Высланные в Казахстан поляки успешно адаптировались в новых условиях, часть из них после войны сумела вернуться в Польшу, в то время как десятки тысяч оставшихся в Западной Украине поляков были уничтожены в 1943–1944 гг. украинскими националистами.

    Следует заявить и о реальности существования советского народа как новой исторической общности. Безусловно, проект не был завершен, как и, собственно, социализм, «остановился» на ранней стадии формирования. Однако реальность таких понятий, как «советский образ жизни», «советская культура», «советский человек», действенность таких факторов, как «единое образовательное пространство», «советская армия», «советская экономика», свидетельствует о существенном продвижении в создании исключительно уникального по содержанию межэтнического сообщества, вполне подходящего под определение «советская нация». Как и формирующаяся российская нация, советская в полной мере сохраняла, укрепляла и развивала идентичность всех входящих в неё этносов. Но самое главное – концепция «российской нации», как и идея советского народа доказывают, что историческое существование обеих общностей вне контекста российско-советского имперства невозможно. Еще одно требование к современной гуманитарной ситуации – переосмысление «российского имперства – уникальной сложноорганизованной этносоциальной системы, более чем своеобразно «размазанной» историей по поверхности одной шестой земной суши». Мы должны признать, что основу формирования российской-советской империи составила не логика примитивной экспансии, а самодостаточная система, особая форма этатизации, вызванная культурологическими, геополитическими и социопатерналистскими установками ее населения. В этой связи нами была высказана гипотеза о советской империи как закономерной формы государственности советского народа как новой исторической общности.

    Своеобразие советской империи выразилось в становлении могущества политической формы этничности в национальных республиках. Для этого и был выстроен весь историко-культурный нарратив советской эпохи. Политический этнонационализм в советских республиках, выражавшийся в протекционистской системе подбора кадров и обеспечения доступа к высшему образованию, создал новую иерархию этничностей. Наиболее болезненно политика нациестроительства ударила по русским, чувствовавшим себя ущемленными в национальных республиках. Этот конфликт и стал определяющим при распаде единого государства, и в 1990-е годы перерос в проблему этнической дискриминации русского этноса практически во всех бывших советских национально-государственных образований.

    В 1991 г. рухнула вся ленинская версия интернационализма, предполагавшая помощь «отсталым» этническим меньшинствам бывшей империи в достижении уровня развития европейской части страны, политическое и правовое равенство граждан страны «поверх» этнических границ. Это была система, которая впервые в мировой практике способствовала выстраиванию вертикальных и горизонтальных связей, а также интеграции советского общества. Не следует забывать, что советская политика нациестроительства была вынужденным компромиссом (а не закладыванием «мин замедленного действия») со стороны победивших большевиков, вынужденных адаптировать марксистскую антинациональную ортодоксию к реалиям восстанавливаемого полиэтнического государства. Сегодняшний компромисс тоже вынужденный. Мы должны признать, что процесс нациестроительства на постсоветском пространстве продолжается по двум магистральным направлениям: сохранение территориальных границ новых республик и закрепление в этих образованиях государствообразующего статуса титульной этноса. Исключение составляет Россия, где помимо укрепления национальной идентичности всех входящих в государственную систему этносов (русский, татарский, чеченский этносы), ставка сделана на формирование гражданской идентичности и чувства российского патриотизма (российская нация). С 2014 г. вынужденно актуализирована третья задача – воссоздание на постсоветских пространстве ещё одной формы межэтнического солидаризма и доверия, являющейся также и формой этнонациональной консолидации – Многонационального Русского мира. Глобальному миру, основанному на гегемонии, подавлении, исключении, противопоставлена иная система ценностей и идентификаций, направленных на интеграцию, межэтническое доверие, консолидацию, моральную сплочённость общества, терпимость к культурным и политическим различиям, укрепление связей между индивидом и сообществом. Многонациональный Русский мир – реально формирующийся из множества этнических единиц и сообществ, явно «выходящий» за рамки существующих государственных границ, субъект истории, системообразующим признаком которого являются русский язык, русская культура и русские ментальные ценности, по сути, русский цивилизационный код. «Выковывание» новой уникальной исторической общности на полях сражений в Донбассе подтверждает лишь историческую закономерность – любое новое качество рождается исключительно в силу гигантских социальных разломов и трансформаций.

    А.П. Мякшев

    Культура

    • Анастасия Чернышова: хвалынские мотивы на большой выставке картин в СОДРИ

      На улице октябрьская хмарь, а при входе в выставочный зал нас согрел летний августовский воздух. На 2-м этаже Дома работников искусств поселилось летнее настроение.

      Мы начали просмотр с картин Елены Батраевой. Лучи жаркого солнца пронизывали её живописные полотна.

      Подробнее...

    • Игошина Елена: выставка картин Галины Журавлевой в СОДРИ

      Мощная по силе воздействия на зрителя выставка «Жизнь продолжается» донецкой художницы Галины Александровны Журавлёвой представлена Домом работников культуры города Донецка в Доме работников искусств города Саратова. Пройти мимо не получится. Выразительные работы Журавлевой поднимают пласт эмоций, заставляют вкладываться

      Подробнее...

    • Сир Двор представляет: выставка картин «Добро. Свет. Душа…»

      Выставка работ Татьяны Ивановой-Гуляевой, члена СРОО «Творческий союз художников», открыта с 20 октября 2023 года в «Земском обозрении». Картины автора в жанре потоковой живописи. Выступили С.В. Дворников, Б.В. Глубоков, Владимир Кузьмичёв и другие. Видео 17 минут. Пару песен спела композитор Анна Скворцова в растрёпанных чувствах.

      Подробнее...

    • Татьяна Крылова: юбилей силами двух театров

      Один из ярчайших и самобытных артистов нашего города, Юрий Лапшин срежиссировал собственный юбилейный творческий вечер и объединил артистов сразу двух театров, где служит. Это муниципальные театры: драмы для детей и молодёжи «Версия» и драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ». Их творческие силы были брошены на то, чтобы оттенить

      Подробнее...

    • Игошина Елена: видеть краски жизни!

      Картины в светлой радостной гамме представлены на выставке "Краски жизни" в Колонном зале Дома работников искусств. Ученицы художника Натальи Леонтьевой, члена Союза художников РФ, из студии "Чудо": Галина Хабеева и Светлана Федорова, щедро поделились своим видением прекрасного вокруг нас. В живописной и графической технике

      Подробнее...

    • Игошина Елена: все принцы в гости к нам!

       Принцесса цирка будет коронована в Саратове. Помните ли вы, друзья, что Саратовский государственный цирк имени братьев Никитиных первым представил публике единственный в мире конкурс в стиле «А ну-ка, девушки!» в далёком 2005 году?

      Подробнее...

    • Татьяна Крылова: возвращение в беззаботное детство

      Яркую музыкальную феерию представил на Исторической сцене Саратовский академический ТЮЗ им. Ю.П. Киселёва 30 сентября и 1 октября 2023 года.

      Подробнее...

    • Елена Игошина: хвалынские пейзажи: открытия и находки в СОИРО

      27 сентября в дружеской обстановке прошло открытие выставки картин учителей-художников «Хвалынские этюды педагогов - 2023. Год педагога и наставника». Проект реализовали Саратовская областная организация Общероссийского профсоюза образования и Саратовский областной институт развития образования (СОИРО).

      Подробнее...

    • Алиса Серебрянская: премьера шоу "Страшная сила" 13 сентября

      Голливуд отдыхает. Космические пришельцы явились в наш город. Какие звёздные войны?! Все мелкие делишки остались за пределами Галактики. Решать проблемы землян, отставив другие, в образе честных стражей будут теперь Народные артисты России Эдгард и Аскольд Запашные. Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, это науке пока

      Подробнее...

    • Татьяна Крылова: аскетизм в ТЮЗе

      Декорация почти во всю сцену, изображающая высоченную бетонную стену, напомнила мне огороженный тюремный двор... В некоторых местах серой махины проглядывала решётка! Эта конструкция к спектаклю «Гроза» (драматург — Александр Островский), премьера которого состоялась 9 и 10 сентября 2023 года в Саратовском академическом ТЮЗе имени Ю.П. Киселёва. На фоне мрачной, безликой стены двигались артисты.

      Подробнее...

      Яндекс.Метрика