Национальные идеи — выступление И.Г.Сухарева

Национальные идеи стран мира, в их числе национальная идея России - такова была тема заседания Философско-гуманитарного Земского клуба «Росс-XXI век» в издательстве «Земское обозрение» 7 февраля 2020 года, первого заседания в текущем году. Докладчик: В.П.Санатин. Текст выступления Игоря Геннадьевича ниже,

а всего по теме доклада выступили:

С.В.Макаров,

А.В.Родионов,

В.В.Феллер,

А.В.Тереножкин,

И.Г.Сухарев.

Национальные идеи — выступление И.Г.Сухарева на Земском клубе 7 февраля

Вопрос о национальных идеях очень простой. Каждый знает (или пока не задумывается, но может при желании легко узнать) ответ, приходя к нему рассудочно или инстинктивно.

Сложнее самоопределиться с понятием «нация», потому что наука предлагает несколько концепций и сотни формулировок. Концептуальная разница в степени силы связей. Либералы обычно настаивают на слабости связей национальной общности людей и, соответственно, говорят о фиктивных, воображаемых сообществах. Напротив, националисты обычно настаивают на силе связей национальной общности людей и, соответственно, говорят о настоящих, действительных сообществах.

Кстати замечу, что, говоря о национальной идее, разницей в определениях «нации», «этноса» (самой по себе существенной разницей) допустимо пренебречь и говорить также об идее этнической.

Я считаю нации реальностью, объектом биологическим и социальным, что прямо истекает из представления о человеке как существе природном и общественном. В качестве такового объекта, нация есть организм и система. После своего рождения у каждого организма и системы есть необходимое свойство самосохранения. Устойчивость открытых динамических систем (к которым относятся нации) в процессе эволюции обеспечивается самозащитой от негативных внешних воздействий, усложнением структуры, экспансией. Обратные процессы приводят к завершению жизненного цикла организма, системы.

Что подлежит национальной защите, что в структуре нации усложняется, что распространяется в национальной экспансии? Отнюдь не вещи, не материальные объекты. Речь не о территории, не об экономике-технологиях-финансах, и даже не о людях и демографии. Речь о тех самых связях, которые и объединяют индивида в национальную общность. Связи эти воспринимаются людьми безотчётно и относятся к сфере поведения и эмоций. Сторонники юнгианства могли бы здесь сказать об архетипах как форме под-личностного, национального бессознательного.

То, что нация думает о себе — обычно называют национальным сознанием, или обыденным сознанием. Национальное (обыденное) сознание проявляется вовне в форме культуры, в самом широком смысле слова: не только песни и пляски, не только стереотипы, обычаи и традиции, а и наука, образование, производство, то есть культура и антропологическая, и аксиологическая, и информационно-семиотическая.

Теоретическая часть национального сознания, или систематизированное обобщение национального сознания, есть национальная идея. Национальная идея проявляется вовне в устных или письменных формулировках представителей национальной элиты о смысле, целях, программе, проекте, плане, стратегии существования нации.

Именно поэтому — возвращаюсь к началу своего выступления — вопрос о национальной идее очень простой. Её не нужно искать и выдумывать, абстрактный поиск не имеет смысла. Национальная идея уже существует в обыденном сознании нации. Именно поэтому во всех странах мира (кроме РФ) вопрос о национальной идее не является, как правило, предметом общественных дискуссий.

В течение столетий национальная идея, как вообще вся идеология, формулировалась представителями элиты в религиозных терминах. Представление о правильном Боге (богах), о наиболее эффективном процессе взаимодействия с Богом (богами), с одной стороны, скрепляло нацию, а с другой стороны, являлось предметом защиты от внешних нападений и предметом экспорта.

По мере распространения в мире атеизма, секуляризации сознания людей, каждая нация начала перевод формулировок национальной идеи, как и вообще всей идеологии, с религиозного на светский язык. Неразрешимых проблем с неадекватностью перевода не возникало, так как некомпетентность или недобросовестность переводчиков всегда могла быть компенсирована обращением к обыденному сознанию, традициям и культуре нации.

Почему же в РФ ельцинско-путинский политический режим, первый в мире, затеял официальный розыск национальной идеи? Смешная и глупая затея, поскольку, повторю, национальная идея по определению существует у каждой нации, искать нечего. В 1990-х годах у новоиспечённой РФ не было лишь теоретически обоснованной и письменно сформулированной, акцептованной высшими представителями власти формулировки национальной идеи. Не знаю доподлинно — нашли ли? По-моему, нет. (Позор! — первый в мире не нашёл!!!)

Причины две.

Первая причина — формальная. Конституция РФ, навязанная стране в 1993 году как результат, с одной стороны (геополитической), поражения СССР в холодной войне, и с другой стороны (внутриполитической), победы криминальной бюрократии над народом, запрещает государственную идеологию. Правящий класс этот запрет вполне устраивает. Подтверждение этому очевидный факт: ни единой инициативы по изменению положения дел сегодня, в разгар конституционной реформы, не внесено. Формальное отсутствие у государства идеологии означает, что неформально государство руководствуется не своей, а чуждой идеологией.

Вторая причина — неформальная, сущностная. В РФ сегодня сосуществуют два разделённых народа: правящий класс и угнетённый класс. Разделение ощущается во всех сферах жизнедеятельности. Например, неравенство доходов (отношение доходов и расходов богатейших жителей к беднейшим) в РФ одно из самых высоких в мире, выше чем в США. Социальные лифты остановлены и ржавеют в подвале: дети наследуют и собственность, и руководящие должности, и звания. Доступ к качественному образованию и медицине для угнетённого класса затруднён. Правоприменительная практика такова, что за хищение денег, или смертельное ДТП, или перевозку наркотиков, наказание для избранных условное или минимальное, а для остальных по всей строгости закона. Пожалуй, единственное, что связывает два народа внутри РФ — это язык и память о советской и имперской культуре. Хотя, и в языковой сфере наметилось разделение по уровню владения английским. Разумеется, идеология также различна. Угнетённый народ консервативен, ценности его традиционны: семья, патриотизм, держава... Правящий народ либерален, ценности его заимствованы с Запада: индивидуализм и личная свобода, культ денег. Точнее, не абстрактных денег или золота, а конкретных — доллара США. Вера в доллар как высшую ценность настолько сильна, что за них готовы идти в тюрьму и на смерть (вспомните Улюкаева Алексея Валентиновича, Лесина Михаила Юрьевича... Или, из свежих — пару месяцев назад взорвали машину главы Рамонского района Воронежской области, Николай Фролов выжил, но получил травму ноги.

Очень важно то, что либерализм правящий класс резервирует исключительно за собой, а для угнетённых, напротив, свобода ограничена. В частности, информацию о себе, своих семьях и собственности, высшие чиновники засекречивают, а для народа вводят режим электронной тюрьмы с тотальным контролем.

При таких обстоятельствах правящий класс не желает опубликовать свою истинную национальную идею, суть которой можно выразить старым (1925 год) бухаринским девизом: «Обогащайтесь!».

 

Игорь Сухарев