Макаров С.В.: является ли гармония параметром порядка социоматериальных систем?

«Является ли гармония параметром порядка социоматериальных систем?» - обсудили 3 июля 2020 года участники третьего в этом году заседания Философско-гуманитарного Земского клуба «Росс-XXI век» и решили: нет, не является. Вообще, речь шла о включении понятия «гармония» в систему терминов теории систем и синергетики, но этим дискуссия

не ограничивалась. Докладывал Сергей Макаров (видео 6 минут, 598 Мб), выступили:

-Игорь Сухарев (видео 6 минут, 711 Мб),

-Михаил Калашников (видео 10 минут, 1,34 Гб),

-Дмитрий Чернышевский (видео 3,5 минут, 419 Мб),

-Владимир Санатин (видео 7 минут, 807 Мб),

-Виктор Феллер (видео 6 минут, 809 Мб),

Заключительное выступление докладчика — видео 7 минут, 755 Мб.

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА С.В.МАКАРОВА

«Является ли гармония параметром порядка социоматериальных систем?»

Почему гармония важна? Потому что дисгармония вызывает неблагоприятные последствия. Например, мы не знаем точную причину эпидемии короновирусного гриппа, и версии нам излагают самые разные вплоть до экзотичных. Однако, в целом понятно, что коренная причина — в дисгармоничном развитии человечества, избыточной техногенной нагрузке на природу и человека как её часть. В том числе снижение иммунитета в результате избыточного применения антибиотиков и БАДов в сельским хозяйстве и пищевой промышленности.

Или вопрос из другой сферы. Гармонична ли для русского народа невозможность выдвижения достойного кандидата на должность президента взамен правящего страной уже пятую часть ХХI века? Или отсутствие такого человека среди более чем 140 миллионов жителей страны является признаком дисгармонии?

Не так давно введена в научный оборот идея о недостаточности анализа сугубо социальных систем. Начинают выделять самостоятельный класс систем, именуемых «социоматериальные», в которых социальные структуры рассматриваются в своём естественном единстве с материальным базисом и объективной причинной обусловленностью. Упоминание социоматериального типа систем я встретил у британского учёного Джона Урри, основателя «мобильной социологии», в книге «Как выглядит будущее?», где он пишет о взгляде Бруно Латура на системы.

Человек созидает как малые социоматериальные системы (семья, род, клан, артель, кооператив и подобные), так и крупные системы (производственные и финансовые корпорации, племя, нации, государства, цивилизации и подобные). Все они самоподобны друг другу. Вообще, принцип подобия применим абсолютно к любым системам постольку, поскольку в качестве таковых они обладают некоторыми общими свойствами: например, рождаются и умирают.

Ранее, в том числе в прошлом году, я вам докладывал о работе над избранной группой социоматериальных систем, в основном определении для них предназначения и стратегий. Не буду сейчас рассказывать об этом, скажу лишь, что работа в основном завершена. Однако, меня не оставляло чувство, что чего-то не хватало. Пока не вспомнил, что ещё древние греки и китайцы уделяли внимание понятию «гармония», считали гармонию исключительно важной для понимания сути вещей. Европейское понимание гармонии материалистическое, деловое, со стремлением математического описания. Иначе говоря, прикладное. Например, к музыке и архитектуре. Всё это верно и правильно, но мне представляется недостаточным, мне ближе восточное понимание гармонии как всеобъемлющего философского принципа.

Определения гармонии разнообразны, например:

-принцип существования целого,

-способ существования бесконечного в конечном или частей в целом,

-соразмерность в движении самых изначальных частей (включая человека) в целом (В.Ю.Татур),

-гармония и хаос — полюса мироздания,

-управляющий параметр, и другие.

Что же такое гармония, если применить её к социоматериальным системам? Сначала мне пришла в голову мысль о том, что гармония есть параметр порядка социоматериальной системы.

Те свойства системы, которые можно измерить, называют параметрами. В физическом смысле можно выделять разнообразные типы параметров. Например, паразитные параметры — те, изменение которых (в пределах избранной области значений) не оказывает существенного влияния на поведение системы. Есть бифуркационные параметры — те, изменение которого показывает наличие в системе бифуркации. Для исследования и сопоставления социоматериальных систем я считаю важным выделить параметр порядка системы, то есть главный параметр системы — тот, который при данных условиях и в данное время определяет порядок системы. Например, у воды это — температура, которая может перевести систему воды из одного агрегатного состояния в другое. Параметр порядка определяет поведение всех её элементов, устанавливает их связи и соподчинение, структуру.

Внутри систем идёт борьба параметров порядка, и более сильные побеждают.

Однако, ряд соображений привёл меня к иному предположению. Одно из них: трудность объективного измерения и численного выражения гармонии социоматериальной системы, без чего свойство не является параметром вообще, и тем самым не является параметром порядка.

Может быть (это не точно), гармонию можно признать параметром порядка социоматериальной системы самого высшего уровня, то есть Вселенной. Хотя, и здесь возражение относительно неизмеримости этого свойства сохраняет силу.

Так или иначе, я предположил, что гармония является аттрактором социоматериальной системы. Если понимать под аттрактором потенциальное состояние системы, к которому она эволюционирует. Аттрактор аналогичен цели, но ею не является. Такое понимание высказывают, например, С.П.Курдюмов и Е.Н.Князева: «структуры-аттракторы выглядят как «молчаливое знание» самой среды ...о направленности и «целях» её эволюционных процессов». (В сборнике статей «Структуры будущего: синергетика как методологическая основа футурологии», Москва, НИИ «Высшая школа экономики», 2002).

Если признать гармонию — аттрактором, то, возможно, иногда, при некоторых условиях, параметром порядка системы можно признать продвижение системы к гармонии. Иначе говоря, путь системы между точками бифуркации.

Для каждого отдельного человека тот или иной выбор в конкретных жизненных ситуациях во многом обусловлен его персональным представлением о гармонии сейчас и в будущем. То есть, гармония определяет наши желания.

Политические деятели зачастую спорят о желательности «левых» или «правых» идей (аналогично можно говорить об иных дихотомиях), жёстко противопоставляя их друг другу. С моей точки зрения, гармония отрицает отрицание. Продуктивнее желать оптимального в данное время и при данных условиях того или иного сочетания «левых» и «правых» идей. Речь идёт не о компромиссе, а скорее о синтезе, выработке некоей «третьей линии». Пример: современный Китай, к которому весьма трудно приманить традиционные социалистическо-капиталистические схемы.

Все системы, всегда ищут гармонию. Если не находят, то случаются революции, коренная перестройка системы — и новый поиск гармонии уже на иных основаниях