IV Межрегиональный фестиваль творчества в Хвалынске

Свежий ветер гнал барашки волн, Волгу штормило, но было жарко. В августе Хвалынск традиционно захвачен художниками. По фотографиям в сетях можно было предположить масштаб вторжения. Укрываясь от жгучего солнца под большими зонтами на меловых холмах и у волжских каменистых берегов, в теньке вдоль домиков с резными наличниками, под кудрявыми рябинами, между коз и цветов,

отмахиваясь от бабочек и падающих румяных яблок, - повсюду творили юные студенты СХУ имени А.П. Боголюбова и зрелые мастера кисти.

Движение, начатое более тридцати лет назад саратовскими энтузиастами, переросло постепенно в Межрегиональный фестиваль творчества «Хвалынские этюды Петрова-Водкина». Более 100 представителей творческих профессий из 7-ми регионов страны (Москва, Пенза, Ростов, Рязань, Самара, Ставрополь и Ярославль) и Саратовской области приняли участие в двухнедельных Хвалынских пленэрах. Говорят, были написаны 1000 картин. Проводились круглые столы с обсуждением интересующих вопросов, творческие встречи и экскурсии, десяток мастер-классов. Отбор работ для Всероссийских выставок проводил вице-президент Российской академии художеств, председатель Поволжского отделения РАХ, заслуженный художник России Константин Васильевич Худяков и представители Объединения художников Юга России «Колесо». В заключительный день фестиваля центр города превратился в грандиозную ярмарку. По улицам гуляли костюмированные жители, дары природы выставлялись в богато украшенных павильонах, школьные музеи района представили интересные экспозиции. На высоких многоярусных стендах картины художников составили многоцветную палитру земной красоты, оторваться невозможно, как всё это было масштабно и красиво! Студенты рисовали скорые портреты всех желающих и консультировали жителей и гостей города по выставке, малыши писали акварели, авторские работы прикладников находили своих почитателей... Праздник творчества!

Мероприятий в день закрытия фестиваля было заявлено предостаточно, как и высоких гостей, в том числе генеральный директор государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Софья Михайловна Грачёва. Губернатор саратовской области Радаев В.В., члены правительства и депутатского корпуса почтили своим посещением значимые городские мероприятия.

Побывала на круглом столе на тему «Наука видеть: опыт саратовской школы живописи». Там присутствовали организаторы творческого десанта. Как участница семинаров Владимира Александровича Мошникова в СГТУ имени Гагарина Ю.А., я с волнением слушала его выступление. Коротко обозрев свою первую книгу «Живописный символизм: услышать голос саратовской школы», Мошников доложил о скором завершении работы над второй книгой «Искусство видеть и Саратовская художественная школа». Он ещё раз подчеркнул, что саратовская школа соединила академический метод живописи с модернизмом. Она является не придатком, а ответвлением европейской школы живописи, к коей принадлежит по праву. Термин «искусство видеть», напомнил Владимир Александрович, ввёл Сергей Даниэль, советский и российский искусствовед, доктор искусствоведения, профессор факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, член Союза художников России; член Ассоциации искусствоведов. Он означает, что художник должен не просто «прочитать», увидеть окружающий его мир, но и пропустить это видение через свой индивидуальный опыт, показать своими средствами через свет, цвет, объём, фактуру, мировоззрение и мироощущение. Рассматривая особенности методов работы Гогена, Ван Гога, Сезанна, - что было азбукой для саратовских мастеров живописи XX века, - можно проследить, как адаптировался их язык визуальной культуры к российской почве.

В октябре с творчеством студийцев Мошникова можно будет ознакомиться на выставке в доме-музее П.В. Кузнецова.

Ученица Мошникова, художник Елена Анатольевна Палёхина доложила о работе творческих мастерских, ядром которых выступили Мошников и его сподвижники, в саратовском художественном музее имени А.Н. Радищева. Палёхина пояснила, что под «Саратовской школой» подразумеваются художники Петров-Водкин, Борисов-Мусатов, Кузнецов и члены группы «Голубая роза». Обучение в мастерских прошли в этом году около 30-ти педагогов и искусствоведов.

Сотрудник радищевского музея Ирина Анатольевна Зайченкова рассказала, как работают с детьми художники в музее. Детям рассказывают, что «рисунок начинает жить и расти с момента создания. Выбор формата определяет жизнь рисунка, а выбор кистей и материала определяет возможности его жизни. Разные цвета втекают и вытекают, как ручейки. Это созвучно музыкальному оркестру... Так воспитывают художника, зрителя и хорошего, доброго человека». Что проще подать материал с авангарда, где, по её мнению, и есть выжимки всего опыта искусства человечества. Она отметила, что опыт саратовской школы заложен в наших учителях живописи на генетическом уровне. А преподавание повсюду идёт на основе академических методов. Ирина Анатольевна сказала, что академический метод теперь «должен как бы отойти немного в сторону». (Вот тут я встрепенулась и не согласилась. Всегда Мошников подчёркивал, что академический метод есть основа обучения художника, с этого начинала своё движение к известности саратовская школа. И модернизм европейский и российский только естественным образом дополняет эту основу, ведь жизнь не стоит на месте. Опасность упрощения идеи Мошникова, на мой взгляд, пугает преподавателей СХУ, поэтому они пока не особо принимают участие в обсуждении новых книг автора). Зайченкова подытожила, что участники мастерских смогли увидеть новый способ подачи материала. Не хватает только методических пособий.

Министр культуры области Татьяна Анатольевна Гаранина тут же включилась в обсуждение и строго просила ответить ей, что делать дальше с пособиями, есть ли дорожная карта: «От вас предложение, а финансовая составляющая будет моей». Она потребовала представить ей все необходимые материалы для печати пособий – сколько уже можно говорить об этом ?! – и сказала, что не видит ничего сложного в обеспечении этими учебными пособиями художественных школ области уже в сентябре. Ведь с 2020 года на региональный уровень попадают 12 ДХШ, а потом и все 89 школ области и художественное отделение Школы искусств.

Выступления других представителей художественной элиты мы не услышали, так как отправились в Хвалынскую межпоселенческую центральную библиотеку имени С.С. Наровчатова. Директор Наталья Вячеславовна Рашитова рассказала, что она вошла в число победителей конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на создание в 2019 году муниципальных модельных библиотек в рамках национального проекта «Культура», и показала залы, где ремонт подходит к завершению. В ходе реализации проекта юные читатели получат доступ к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека».

Также представители СМИ побывали в Хвалынской детской школе искусств, где планируется к 1 октября - Всемирному Дню музыки - открыть виртуальный концертный зал. Биушкина Виктория Викторовна, директор школы, показала отремонтированный зал и обещала, что все жители города – а любителей классической музыки здесь достаточно — смогут напрямую слушать концерты из Московской филармонии, как это уже делается в Саратове.

К 100-летию хвалынского краеведческого музея прошла презентация возвращённой иконы XVI века «Святой митрополит Пётр Киевский». В рамках гранта фонда Тимченко во дворике музея открыли (модный нынче термин) арт-объект «Беседка Хармса». Человеку далёкому от литературы слово это ни о чём. Чтение стихов Хармса будет не всем понятно. Как не всем ясно содержание английских лимериков... И даже воспоминания Алисы Порет не помогут сполна прочувствовать атмосферу предвоенных годов петербургского бомонда. Ибо много там было абсурда, стоившего жизни людям многонациональной России. Также по своей малой образованности не обнаружила я никакой связи его с Петровым-Водкиным, человеком высокой культуры. И сильно удивлена, но надеюсь разобраться когда-нибудь, как он соотносился с Хвалынском. Жители и гости этими вопросами не задавались, просто наблюдали за театральным действом — выступлением актёров со сценками по стихам Даниила Хармса. (Здесь же я встретила художника Елену Мальцеву, члена СХ РФ, в её день рождения. Фото с артистами – мой скромный подарок мастеру).

В продолжение Красного коня у Дома Культуры беседка Хармса — это второй объект в Хвалынске, к которому причастен председатель президиума фонда современного искусства Иван Демидов, отсутствовавший сегодня по каким-то обстоятельствам. Автор, архитектор Алексей Комов, пояснил, что учился на стихах Хармса: «На самом деле он, известный своим абсурдизмом, воплощает русскую традицию, нашу логику. И кажется, что эти буквы на фасаде в хаосе, но они являются полезной конструкцией, которая создает теплую атмосферу. Этот конструктивизм не ради красного словца, а для вас. Пользуйтесь и наслаждайтесь". С оценкой автором русской традиции я не согласилась вовсе. Невнимательно он, видимо, читал русские сказки, да и читал ли? И не логикой силён русский народ, а интуицией, что на порядок выше.

Самым впечатляющим из всех мероприятий для меня стала грандиозная выставка картин под открытым небом. Виды хвалынских красот глазами различных по возрасту и опыту художников, натюрморты всех видов были разнообразны и зрелищны. Председатель саратовского отделения СХ РФ Людмила Маханькова, обозрев представленные шедевры, в частной беседе с членами мастерской Людмилы Моисеевой заметила, что художников стало много. «И это замечательно! – отвечала ей Юлия Васильева, - ведь таким образом люди, которые пишут эту красоту, и зрители уходят от мрачных мыслей и начинают ценить прекрасное. Этого так сейчас не хватает!» Конечно, это так. И маститым членам Союза художников не о чем беспокоиться. Их талант воспет и преподнесён на выставках в зале Союза, их картины воспитывают вкус и приобретаются в частные коллекции, они прославляют наш город. А любители расцвечивают жизнь свою и простых горожан, несведущих в высоких материях, собственно, на таких открытых мероприятиях, и то по случаю. Больше им выставляться негде, хорошо это или нет, не знаю. Наверно, лучше людям рисовать, чем тосковать. А рынок потребительский всё уравновесит. Бабулька на свою пенсию маленькую акварельку любителя только и сможет купить. А профессионала работа украсит богатый дом. Каждая картина найдёт своего зрителя.

Так рассуждая сама с собой, зашла я в картинную галерею. Очень там хорошо и душевно. И в порыве добрых чувств захотелось подарить туда свою картинку с пленэра, вид Хвалынского залива, которая тоже выставлялась сегодня на улице. Мне объяснили сотрудники, что не так всё просто, и предстоит сложная, возможно, не одного года процедура оценки картины. А если сочтёт высокая комиссия её недостойной, то... Не знаю что. Всё же пошла я к мольбертам за картиной. Дело было к вечеру. Народ хвалынский и гости пели, танцевали, угощались яблочками и всячески развлекались. Катили детишки на великах под предводительством карикатуриста Александра Дьякова – в будущее вслед за великим земляком – это был велопробег по случаю Года театра. Играли в шахматы. Рыцари бились на турнире, посвящённом Дню города. На стадионе проходил Открытый кубок Поволжья по мини-футболу. Выставка «Плотность пустоты» оправдывала своё название – сканируй на столбе штрих-код и всё увидишь. Или не увидишь, если телефон подкачал. Во всю улицу Советскую до самой площади Победы у экспозиции картин толпились гости. Осматривал тематические выставки и площадки губернатор. Встала я со своим этюдом у стены с яркими детскими работами, жду, когда процессия торжественная пройдёт, и меня озарило: так надо же просто подарить губернатору! А художник Татьяна Гуреева подсказывает горячо: «Да, у тебя там козы нарисованы, мирно пасутся, вид солнечный, хорошо будет, если такая добрая картинка украсит административный кабинет». Взглянула я в глаза Валерия Васильевича и протянула ему картину. Радаев с нами уже немного знаком, на палитре ремёсел недавно общались, улыбнулся и картину тронул аккуратно: «Свежая, пахнет пленэром!». В этот день ему и другие авторы что-то интересное подарили. Так что скоро Саратов, как Хвалынск, в каждом госучреждении будет картинами художников украшен. А что делать? Каждый улучшает жизнь города в меру своих сил.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин выбрал для рождения красивое место. Волжские холмы обрамляют зелёную долину. Микроклимат способствовал созданию местных сортов яблок, а купцы — распространению их по всему свету. Ирина Валентиновна Гамезо, создатель музея «Хвалёное яблочко», провела для нас экскурсию и показала интересные экспонаты, напоив ядрёным яблочным соком. В магазине такой не купишь. Сколько сортов яблок в Хвалынске, почему яблоки не тонут в воде, за какие качества наши яблоки получили первую премию в Париже и многие другие секреты нам открылись в музее. Я знаю, что с подачи Александра Динеса, создателя программы «Маркиза» и внука Ольги Беркут, саратовские скульпторы Белозёровы оформили Беркутовский родник на 10 Дачной, украсив его панно с яблочным деревом. Ученица Мичурина И.В. - О.Д. Беркут была руководителем группы селекционеров, которые вывели сорт яблок Беркутовка. А папа Ирины Гамезо входил в эту группу. И хвалынский сорт теперь очень популярен. Гости яблоки увозили по домам. Хвалынску есть чем гордиться.

Не всюду удалось побывать. Отмечу хорошую организацию фестиваля, многочисленность участников, беспрецедентность события. Храня память великих земляков, мы даём опору новым поколениям. Богата земля русская талантами и героями. Как богатыри русских сказок, взращиваются они народом в городах и весях, творят историю, приумножают славу страны. Вселяют надежду потомкам.

 

Елена Игошина, 35 фото: Виктор Акст, Василий Степанов, Татьяна Гуреева, Елена Игошина, слайд-шоу

  • Просмотров: 2279

Яндекс.Метрика