Валерий Ганский: «Славян родные имена»

Книга с таким названием 4 сентября 2019 года была презентована в читальном зале Областной универсальной научной библиотеки (город Саратов) исполняющей обязанности начальника отдела краеведческой литературы Светланой Щербаковой в рамках вечера памяти российского писателя,

литературного критика, общественного деятеля, заслуженного работника культуры РФ Александры Ивановны Баженовой.

Фолиант в 600 с лишним страниц тиражом 2000 экземпляров отпечатан в Пензе. Это словарь исторических родокоренных имён славян и русов за два тысячелетия. В основу его легли обширные источники, иногда малоизученные памятники древней письменности: летописи, хроники, словари (речники), синодики, письма, берестяные грамоты, надписи на камнях, мечах, монетах, пряслицах, корчагах, братинах. Это многолетний труд Александры Баженовой, члена Союза журналистов России и члена Союза писателей России, рождённой в 1947 году в лагере политзаключённых города Печоры. За издание словаря автор получила литературную премию Союза писателей России имени братьев Киреевских.

В книге приводится автобиография писателя и литературного критика. Мама Баженовой, Раиса Ивановна Швыдко, родом из энгельсской Шумейки. Любила сочинять частушки, за что и поплатилась отсидкой на «севере дальнем» в Печорлаге. «Деревянные больничные бараки были почти похоронены под землёй; над ней возвышались только крыши. Так строили из-за климата, что царил в районе Печоры, близ берегов Баренцева моря. Старожилы говорили „зелёным“ новичкам с невесёлой усмешкой: „Вы спрашиваете про климат? Климат чудесный. Зима длится девять месяцев, а потом лето — сколько угодно». А зимой температура доходит до шестидесяти градусов ниже нуля... Стены, зарытые в землю, сделаны из двух рядов досок, и промежуток между ними заполнен опилками, чтобы хоть как-то защитить строение от жестоких морозов. Но баню, предназначенную для больных, они построили на холме, более чем в километре от больницы. Больных водили в баню в одном белье, укутанных в тонкие одеяла», — такие воспоминания о лагере оставил ранее один из заключённых, будущий премьер-министр Израиля Менахем Бегин. В таких условиях родилась будущий литератор, чей отец был вольноопределяющимся врачом лагеря Иваном Лукичем Лихачем. В «Открытом списке» есть более 1500 страниц заключённых Северо-Печорского, Северного железнодорожного и объединённого Печорского ИТЛ.

Основным направлением исследований Баженовой всегда оставалась славянская культура, которой были посвящены главные книги: «Мифы древних славян» (1993), «Звездные взлёты русской культуры» (1995), «А.С. Кайсаров – забытый герой раннепушкинской эпохи» (2004).

«Память о прошлом живёт в людях. Память не подвластна времени. Она преодолевает смерть, продлевает любовь, передаётся из поколения в поколение. Как бы ни хотелось нам попасть в прошлое, сделать это невозможно. А вот остановить мгновение жизни, запечатлеть его - это в нашей власти, - проникновенно начинает 4 сентября рассказ о Баженовой ведущая вечера Светлана Щербакова, - Стремительно летящие годы многое стирают из людской памяти: даты, события, имена. Но есть среди них такие, которые не должны предаваться забвению».

Из воспоминаний Александры Ивановны: «С детских лет литература меня занимала настолько, что я читала целыми днями, даже порой на уроках, в ущерб занятиям. Сказки, детские книжки, фантастика, путешествия, приключения, классика, зарубежные авторы, в том числе и средневековые, - привлекали необыкновенно. Это был мир, в моих глазах расширенный до вселенной». Чтение привело Сашу к писательскому творчеству, состоящему из ступенек: в 1976-м году она заочно с отличием окончила филологический факультет СГУ имени Н.Г. Чернышевского. Работала в редакции многотиражки «Энгельсский химик» корректором, принимала участие в создании и выпуске первых номеров газет «Железнодорожник Поволжья» (кстати, при котором мой партнёр по сцене театра «Данко» Дворца культуры Россия Иван Андрусенко создал литературное объединение, в которой печатались мои стихи и рассказы); работала в газетах «Православная вера», «Истина», «Окраина», «Славянский набат», «Собор».

С 1980 по 1986 годы она обучалась в Литературном институте имени Горького в Москве. Из воспоминаний Александры Баженовой: «В эти годы я постигала тонкости профессии литературного критика. Литературный критик меньше всего обличитель. Это любящий человек. Разница между поэтом, прозаиком, с одной стороны, и литературным критиком - с другой, в том, что поэт и прозаик любят и отражают саму жизнь, чувства, переживания, вызванные жизненными ситуациями, а литературный критик любит писателей, их писания, книги, и отражает литературную жизнь. Он хорошо ориентируется не столько в реальности, сколько в литературном мире».

Появляются публикации Александры Баженовой в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Волга», «Дружба народов», «Молодая гвардия». После окончания Литинститута она работала главным редактором Приволжского книжного издательства.

Последней книгой, которую Александра Ивановна успела показать и подарить собратьям по творчеству в столице, стала книга «За всё добро расплатимся добром»,.

В 1993 году Александрой Ивановной были зарегистрированы в Саратове общественные организации: Саратовское отделение Международного фонда славянской письменности и культуры, где она была председателем правления, и Саратовское дворянское собрание – Союз потомков российского дворянства, где была секретарём. Впервые в Саратове по её инициативе были проведены Праздники славянской письменности и культуры.

Своими воспоминаниями о соратнице по писательскому цеху 4 сентября поделились члены Саратовского отделения Союза писателей России Владимир Вардугин и Михаил Муллин. Скромно выступила дочь Нелли (она дизайнер, живёт в Саратове; на вечере присутствовала и внучка Александры Ивановны – Света). Народная артистка России и профессор Саратовской консерватории Елена Сапогова вместе со своей ученицей подарили в память об Александре Баженовой чистоголосую русскую песню.

Четвёртого сентября 2013 года Баженова ехала с Московской книжной выставки… Она привозила в Москву новую свою книгу, которая теперь уже кажется провидчески итоговой: «За всё добро расплатимся добром». Был тот роковой вечер в Раменском, когда осмотрительную Сашу что-то вывело из обычного состояния. Какое-то сильное потрясение? Не узнать того. Она переходила дорогу и была сбита… «Ею были получены травмы, несовместимые с жизнью»… Она получала их всю жизнь. И когда её точёные рукописи – свет миру, итог тяжелейшего научного труда, – попросту отвергались, как никому ненужные, «нерыночные». Или, когда требовали от неё ампутации, то есть сокращения строк, которые были созданы её подвижническим служением справедливости. Или, когда редактирующий – оловянный лоб, вместо выверенных её слов норовил влепить в текст свои скороспелки, утверждаясь в собственном литературном всевластии… Разве совместимо с жизнью то, что высоко профессиональный писательский труд десятилетиями не может пробиться к читателю?» - резюмирует её подруга по Литинституту Вера Галактионова.

  • Просмотров: 1407

Яндекс.Метрика