Валерий Ганский: «Олег Ланг. Открытие закрытого художника»

В выставочном зале Радищевского музея на улице Первомайской 3 музы 5 сентября в 5

часов вечера открыли выставку московского художника Олега Ланга: генеральный директор Радищевского музея Людмила Калинина, заместитель генерального директора по экспозиционно-выставочной деятельности Елена Слухаева и заведующий отделом отечественного искусства XX-XXI веков Елена Дорогина.

Творчество Олега Ланга представлено в Саратове впервые. Произведения мастера, которые находятся в крупнейших музеях страны – Третьяковской галерее, Русском музее, Московском музее современного искусства, до этого времени никогда не экспонировались за пределами столичных городов. Поэтому данный выставочный проект может считаться «открытием имени».

Организатор выставки, которая отбирала работы в Москве, Елена Дорогина открыла ещё один секрет этого проекта под названием «Олег Ланг. Живопись». Оказывается, 30 произведений художника, созданных в 2000-е годы и представленных на выставке, - это работы из коллекции Феликса Комарова, создателя галереи «Русский мир», вице-президента Творческого союза художников России, дизайнера, учредителя инвестиционного фонда «Норд-Стар», автора и владельца Международного проекта «Восточные ворота России. Забайкалье-Манчжурия», известного в России и за рубежом мецената. Всего в коллекции Феликса Комарова насчитывается более семидесяти лучших произведений художника. В 2013 году при поддержке Феликса Комарова был издан полный каталог произведений Олега Ланга, который стал последним при жизни художника. Комаров является крупнейшим собирателем русской иконописи. Его коллекция из 300 икон «Русские святые» не имеет аналогов в мире. В начале 1990-х годов Комаров жил в США, тогда он организовал проект «Russian World Gallery» («Всемирная Русская Галерея») в Нью-Йорке на Пятой Авеню, ставшей центром притяжения русского искусства и культуры в Америке. Во «Всемирную русскую галерею» входят преимущественно большие картины в больших количествах, скажем, погонные метры холстин Олега Целкова и Олега Ланга (его пятиметровые холсты не могли поместиться на выставочных площадях Радищевского музея). Также Комаров собирает скульптурные изображения лягушек, его коллекция составляет более 15000 единиц хранения.

Ланг Олег Владимирович в 1950 году родился в г. Новомосковске Тульской области, учился в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова, с 1975 года участвовал во всесоюзных, республиканских и московских выставках; С 1982 года - член Союза художников СССР; с 2013 года - член-корреспондент Российской академии художеств. Жил и работал в Москве. Ушёл из жизни в 2013 году, оставив разнообразное наследие.

Он получил признание яркого живописца ещё в 1980-х годах. Его путь художника индивидуален, хотя и может вызывать ассоциации то с «окультуренным» примитивизмом, то с брутальностью. Неповторимость пластического хода — вот главное условие, на основе которого Ланг создаёт свои композиции — от крошечных, площадью в несколько десятков квадратных сантиметров, до десятиметровых. Его авторский стиль, замешанный на обращении к городскому фольклору, сочетает в себе черты примитива, экспрессионизма, минимализма.

Отдельным блоком экспонируется серия, посвящённая Веничке Ерофееву, с которым, по мнению Елены Дорогиной, возможно, живописец был дружен. Живопись для Ланга — это «прямая речь» художника, интонации которой могут бесконечно варьироваться, но суть едина, и она заключена в соединении разговора о человеческой и художественной свободе. Художественное кредо Ланга, по-моему, хорошо передал коллекционер Феликс Комаров: «Как мне кажется, существует некая модель жизненного успеха. Я вижу её в форме пирамиды. Мы рождаемся, попадаем в квадрат, в основание этой пирамиды. Квадрат — это песочница. Нас много, мы маленькие, дружелюбные, мы играем, обмениваемся лопаточками, что-то лепим из песка. Но жизнь идёт вверх. Сечение пирамиды уменьшается, и чем выше ты поднимаешься, тем скорее ты должен быть готов к тому, что на самом верху останешься один».

И последний штрих к открытию этой выставки. Картина Олега Ланга под названием «Переправа через Дон. Станица Сиротинская». Станица расположена на высоком правом берегу Дона, поблизости от плато Венцы, которое является самой высокой точкой области. Река в этом месте делает крутой поворот на северо-восток, образуя обширную пойму и заливное озеро Затон. В излучине напротив станицы расположен небольшой песчаный остров. Междуречье Дона и Волги, где максимально сближаются две крупнейшие водные артерии Европы, на протяжении тысячелетий было местом обитания различных народов и культур, поэтому в окрестностях Сиротинской станицы находится немало объектов археологического наследия — памятников курганного типа, а также грунтовых захоронений эпохи бронзы, раннего железного века и Средневековья. Все это можно увидеть в картине живописца, соединяющего графику и абстракцию.

  • Просмотров: 1343

Яндекс.Метрика