Валерий Ганский: «Ё! Женька! - сумбур»

Суть спектакля саратовского ТЮЗа «Ёженька и нарисованные человечки» точно определила Татьяна Крылова после его окончания – сумбур. Это значит отсутствие ясности, порядка, систематичности, полная путаница.

Читаю красочную программку (изданную, как в ней указано, под эгидой министерства культуры Саратовской области):

«Пьеса Марии Соловьёвой по сказке Александра Шарова». Что-то новое! Раньше по сказкам или другим литературным произведениям писались инсценировки. Хотя в афише читаю другое: «Автор: Шаров Александр Израилевич. Инсценировка: Соловьёва Мария Михайловна». Где истина – в программке или в афише? А «истина в вине», писал Александр Блок. Как театр начинается с вешалки, так спектакль начинается с драматургической основы. Основа «Ёженьки» - сказка Шарова. Кто же этот автор-сказочник? Заглянул в Википеди: Алекса́ндр Изра́илевич Шаро́в (настоящее имя Ше́ра Изра́илевич Ню́ренберг, 25 апреля [8 мая] 1909, Киев — 13 февраля 1984, Москва) — русский советский писатель, журналист. Окончил Московскую опытно-экспериментальную школу-коммуну им. Лепешинского, биологический факультет МГУ по специальности генетика. Работал специальным корреспондентом отдела науки газеты «Известия». Начал печататься с 1928 года, с 1937 под псевдонимом Шаров. Участник Великой Отечественной войны; награждён орденами и медалями. Член СП СССР с 1942 года. В 1947—1949 работал в редакции журнала «Огонёк». С 1954 по 1957 регулярно публиковался в разделе «Дневник писателя» журнала «Новый мир». «Шаров много пил. Есть воспоминания Чуковской: она сидит в гостях у Габбе, и та ей со своего балкона показывает, как долговязый Шаров крадётся в кухню к холодильнику, к заветной чекушке, обманывая бдительность семьи. Пил он в основном с Платоновым и Гроссманом, а когда они умерли — в одиночку» (Д. Быков). Это подтверждает его сын Владимир: «Отец много пил»

В пресс-релизе указано, что спектакль рассчитан на самых маленьких зрителей в возрасте от 4-х лет.

И ещё о литературной основе этого спектакля. Привожу статью Ирины Ивойловой из «Российской газеты» 2015 года: «Первоклашкам одной из московских школ в феврале дали контрольную по чтению - прочитать сказку Александра Шарова "Ёженька и Чудовище" и ответить на вопросы теста. Сказка - на полторы странички. Но прочитать её, удержав в голове сюжет в деталях, сможет далеко не каждый взрослый. Не то что ребёнок, который всего полгода назад узнал в школе, как пишутся буквы.

Признаться, писателя Шарова я не знала. Полезла в интернет: начинал с научно-популярных книг и прозы о труде учёных. Потом были повесть о внедрении в нашу жизнь андроидов, повесть-памфлет, цикл рассказов о редких рукописях, произведения для детей, в том числе сказки... И как вам такой сказочный сюжет для начальной школы, который изучил, в частности, корреспондент "РГ"?

Два брата-художника, Добрый и Злой, волшебными карандашами рисуют Ёженьку. С ежихой не путать! Ёженька - это девочка, которая оказывается на острове с "конфетной, морожено-пломбирной и аптечной пальмами". Но чтобы всё не было так "сладко", авторы подселяют туда Чудовище-Пятирога. Затем к Ёженьке для компании прибывают братья-защитники с двумя сердцами каждый. Причём, запасные сердца спрятаны на пальме. И когда Чудовище решил расправиться с братьями, те тоже оказались не лыком шиты: исхитрились согнуть пальму и закидали Чудовище конфетами, пирожными и... сердцами: "Вместе со сладостями в него влетело сердце. И стало Чудовище доброе и милое". В общем, хеппи-энд?

Ну, что сказать? Продраться через строй шипящих и переварить всех этих двусердечных людей и пятирогих чудищ для первоклашки непросто. Но это ещё полбеды. Мораль про доброе сердце спрятана так глубоко, что рискуешь не найти её на острове, охваченном войной.

"У нас тоже была эта "Ёженька", - рассказала завуч одной из школ, - мы посмеялись и всё-таки дали детям: материалы спустили нам из МЦКО (Московского центра качества образования). Почему бы не предложить Пришвина, Бианки, что-то из русской литературы?" – резюмирует автор.

Пресс-релиз ТЮЗа убеждает читателя, что «Сказка Александра Шарова очень театральная, её герои словно сами просятся на сцену. И создатели спектакля, как самые настоящие волшебники, придумывают свои театральные чудеса, чтобы воплотить на сцене удивительные приключения Ёженьки и её друзей».

Они и воплотили на Исторической сцене свои фантазии: режиссёрские, актёрские, музыкальные, художественно-постановочные, при поддержке федерального проекта «Единой России» «Культура малой Родины». Простор фантазий актёров бесконечен: от студийности этюдов до технически выверенных акробатических воздушных цирковых номеров. Этому помогает оформление, вдохновлённое необычными красками и формами больших фантазёров — художников русского авангарда (художник-оформитель Софья Злобина, художник по свету Максим Шлыков).

«Спектакль «Ёженька и нарисованные человечки» рассказывает юным зрителям не только увлекательную историю приключений, но и объясняет, как язык театра преображает литературное произведение, создаёт свои собственные законы и правила повествования», - уверяет пресс-релиз театра. Ансамбль актёров без укоризы. Это заслуга режиссёра Артёма Кузина и его режиссёрский почерк. Музыка актёра Михаила Третьякова помогает пластичности и динамичности спектакля. (Моя соседка по зрительскому месту, девочка с прелестными хвостиками в виде рожек, лет 4–5, всё действо в течении 1 часа 15 минут непрерывно танцевала в проходе, не обращая внимание на происходящее на сцене). Кстати, напомню: в кукольном театре «Теремок» спектакли идут по 30 – 45 минут.

По мнению учителя начальных классов, заместителя директора по УР МОУ "Начальная общеобразовательная школа № 238" Ленинского района города Саратова Лилии Геннадьевны Лаврентьевой, «внимание детей начальных классов сосредоточено на любом сценическом действии только первые 30 минут. После этого времени внимание рассеивается, и детская психика не воспринимает эмоциональные сигналы, идущие со сцены». Учителя начальных классов указывают на то, что скорость смены сюжетной линии, многообразие действующих лиц не способствуют развитию концентрации внимания у детей. Игра актёров с детьми способствует закреплению внимания юного зрителя.

Жаль, что режиссёр спектакля Артём Кузин не использовал эту возможность. А игра с буквами, их превращение, нахождение разных слов на них, закрепляло бы и память детей, и их фантазию. Но и удлинило время спектакля. Значит, от чего-то надо было отказаться. Две сверхзадачи невозможно превратить в одну. Надо выбрать одну: или добро и зло, или закрепить знание русской азбуки. Но, это уже другая пьеса, а не инсценировка сказки Шарова.

Так почему же такая яркая и многообразная, технически оснащённая и превосходно сыгранная постановка стала сумбуром? Потому, что нет стержня, главной мысли спектакля, которой было бы подчинено всё действо. Правда, есть надежда, что кое-что юные зрители (0+) запомнят и унесут в свою будущую взрослую жизнь.

А название «Ё! Женька!» появилось от фотографии актёра Евгения Сафонова, сыгравшего одну из главных ролей в новом тюзовском спектакле «Ёженька и нарисованные человечки».

  • Просмотров: 1368

Яндекс.Метрика