Татьяна Крылова: «Томский театр в Саратове»

Гастроли Томского драматического театра продлились с 11 по 13 октября 2019 года и состояли из трёх взрослых и одного детского (сказка «Кот в сапогах» по мотивам Шарля Перро) спектаклей.

В первый вечер была представлена постановка по пьесе М.Себастиана « Безымянная звезда». Её трудно ставить в

российских театрах по причине существования ставшего уже каноническим одноимённого фильма с А.Вертинской и И.Костолевским, снятым в 1978 году Михаилом Казаковым. Актёры кинофильма чудесно органичны и созвучны своим персонажам, и при просмотре пьесы в театре сравниваешь исполнителей этих ролей с телевизионными кумирами... Моё сравнение - в пользу кино. Режиссёр мелодраматической трагикомедии - Олег Молитвин. Произвели впечатление декорации к спектаклю: белые ажурные конструкции постоянно меняют свою конфигурацию, образуя то стены жилых комнат, то фасады зданий, или тоннель вокзала. Сооружения постоянно плавно двигались, словно живые, и фантастически смотрелись в пространстве сцены, одновременно объёмно и легко. Художник – Ольга Горячева.

Следующей постановкой был «Роман с кокаином» М.Агеева. Спектакль-потрясение, исследование тайников человеческой души, глубинных истоков её пороков и страстей. Провокационный и страшный спектакль о счастье, вызванным кокаином поначалу. Потом счастье Вадима Масленникова сменилось истощением, апатией, бредом. Его не берут на лечение в психиатрическую клинику, как чуждый в социалистическом обществе элемент. Чтобы прекратить мучения, 18-летний герой пьесы принимает смертельную дозу дьявольского порошка. А перед нелепой смертью успевает обокрасть мать, осознанно заразить венерической болезнью милую, наивную девочку Зиночку, увидеть яркие фантастические галлюцинации… И это всё, что он успел сделать в земной жизни... Достоинство этого спектакля - режиссура: шок, когда проходы зрительного зала заполонили артисты в ролях опустившихся наркоманов, один из которых лазал между рядами, пугая зрителей. В сердце человека борются дьявол и бог, по-Достоевскому. Картины дна сменялись нежной музыкой и сценами богемной жизни, шикарным рестораном с танцующими парами и певицей, похожей на Марлен, поющей стоя на столе. Спектакль откровенный, говорящий о низменных пороках нашего общества, недаром в афише значится «16+». Очень интересная режиссура и сценография! Режиссёр, автор инсценировки и музыкального оформления – Андрей Черпин. Художники: А. Мохов и М. Лукка. Обмениваясь мнениями в фойе с завсегдатаями театра, я слышала мнение, что такой мрачный и эпатажный спектакль не для гастролей, но мне он понравился: новизной материала и возможностью вновь задуматься о вечных истинах: добре и зле.

Завершены гастроли позитивно: спектаклем по Денису Фонвизину «Недоросль». Трагифарс с сокращённым текстом автора, несколько упрощённый и облегчённый, осовремененный. Сценическая версия идёт 1 час 30 минут, без антракта. Оригинальная постановка: в костюмах, мебели, декорациях царит эклектика, смещение стилей. Актёры весело разгуливают по сцене со смартфонами, Фотографируют друг друга, есть элементы клоунады: Митрофанушка комически валяется, бегает, шатается, кувыркается, падает на сцене. В целом постановка развлекает. Конечно же, театралы тут же вспомнили одноимённый спектакль нашего ТЮЗа и заметили, что он (наш) глубже, информативнее, однако постановка Томска, вероятно, более понятна современным школьникам. Режиссёр - О. Молитвин. Художник Павла Никитина.

Гастроли такого большого репертуарного театра — праздник для саратовцеув и проведены они были на высоком уровне.

 

15 фотографий Армена Осипяна, слайд-шоу