Валерий Ганский: «Бард страны поэтов»

Творческий вечер известного барда, поэта, композитора и драматурга Юлия Кима начался 4 ноября 2019 года в 19.00 на Большой сцене Саратовского театра юного зрителя имени Ю.П. Киселёва. Он принадлежит к блестящей плеяде полузабытых бардов: Высоцкого, Окуджавы, Галича, Визбора, Никитиных.

Но, он из бардов – самый «театральный», его песни звучат более чем в 60-ти спектаклях.

«В год театра надлежит говорить о театре вообще, и о саратовском ТЮЗе в частности. За кулисами я стал размышлять, кто же самый театральный бард. Сначала подумал — Галич, но потом понял, что всё-таки не совсем, потому что он писал свои песни не для театра. Что касается другого барда, хорошо известного, он был хорошим, как я. У него огромное количество песен, которые были написаны для спектаклей. А второе и третье место делим мы с Серёжей Никитиным. Я — второе, он — третье. Просто спектаклей, снабжённых моими песнями, у меня больше, чем у него», — начал своё выступление, продолжавшееся 3 часа, Юлий Ким, и исполнил первую песню концерта - «Патриархи».

Накануне, 3 ноября, в проводившемся мною вечернем театральном салоне в Саратовской областной научной библиотеке, посвящённом ночи искусств и местным театрам, в финале прозвучал клип с песней Кима «Театральный эпилог». И на большой сцене нового ТЮЗа я смог его услышать вживую.

Я сидел с краю на девятом ряду, поэтому мой взгляд на исполнителя упирался в перекладину стойки микрофона, создавалось впечатление постоянной улыбки Кима до ушей, а когда он пел о конях (любимый образ барда, как и многих поэтов) или о трагическом в судьбе России, то улыбка превращалась в оскал коня, закусившего удила.

Он сидел на большой сцене один в сером костюме и такой же серой обуви с белой окантовкой, рьяно аккомпанируя себе и гитаре левой ногой, освещённый двумя прожекторами, стоящими перед ним. На столике рядом чашечка с водой и несколько авторских книг (зрители сожалели, что не было возможности приобрести его книги с автографом, зато были аудиодиски). Голос барда звучал широко и мощно, окрашенный разными тембрами. Темпераментное исполнение своих песен и песен других бардов вызывало восхищение и казалось, что вот-вот переломится дека гитары, рождая каламбуры: «Гитары лом бард несёт в ломбард».

Песни Юлия Кима – это его жизнь, судьба, связанная с судьбой Советской России, которой он щедро и чуть-чуть иронично делится со слушателями.

Родился в семье переводчика с корейского языка Ким Чер Сана (1904—1938) и учительницы русского языка и литературы Нины Валентиновны Всесвятской (1907—1974). Его прадед, Василий Павлович Всесвятский, служил настоятелем Угодско-Заводской церкви и лично крестил Георгия Жукова. В 1938 году его отец был расстрелян, мать отправлена в лагеря (до 1943 года), затем в ссылку до 1945 года. В 1966 году женился на Ирине Петровне Якир (1948—1999) — внучке репрессированного командарма Ионы Якира. Отец Ирины, известный правозащитник и диссидент Пётр Якир, был арестован в 14 лет и вышел на свободу только в 32 года. Юлий Ким известен как активный участник правозащитного движения в 1960-е годы, что нашло своё отражение в его так называемых «крамольных песнях» советской поры, тематически связанных с «диссидентскими» сюжетами: суды, обыски, слежка…

Выйдя к зрителям, Юлий Ким напомнил, что в этом году уже приезжал в Саратов и встречался со своими поклонниками. «Это замечательная передача была. «Миледи», - вспомнил он. - «Маркиза», - подсказал ему из зала ведущий телеигры Александр Динес.

Место проведения творческого вечера Юлия Кима выбрано не случайно. Саратовский театр юного зрителя и барда связывает долгая история творческого сотрудничества. В 1969 году специально для постановки режиссёра Леонида Эйдлина в Саратовском ТЮЗе Юлий Черсанович Ким написал свою сценическую версию комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», а также оригинальные музыкальные номера к этому спектаклю (в том спектакле он значился под псевдонимом «Ю.Михайлов». В 1990-е вернул себе имя, на что кто-то ему шутливо заметил: "Как Ким ты был, так Ким ты и остался..."). Авторы написали сценическую версию комедии, в которой необычные музыкальные номера совмещали русскую народную и авторскую песню. Этот нашумевший в своё время спектакль многие называли «первым российским мюзиклом». И, по выражению театрального критика Аллы Жук, это было воспринято как вопиющая дерзость. С 2016 года написанный Кимом музыкальный материал снова звучит на сцене Саратовского ТЮЗа в спектакле «Недоросль» по Фонвизину, но уже в постановке Юрия Петровича Ошерова, вспоминая о котором Ким озвучил песню Вральмана из этого спектакля, талантливо исполненную Юрием Ошеровым:

Проживёшь и так отлишно.

Будешь с места брать галоп.

Для тебя, голубшик, голова излишна –

Был бы только крепкий лоб!

«Я сочинил к этому спектаклю 23 номера в 1969 году. Причём, в этот список входила увертюра. Учитывая, что я музыке не учился и не знаю, как читать ноты, я написал увертюру с гитарой на коленке. А оркестр ТЮЗа это оркестровал. И я услышал, как звучит моё «ля-ля-ля» в оркестровке, и оно звучало хорошо», - поделился воспоминаниями о саратовском спектакле московский бард.

Ещё рассказал, что на 30-летие премьеры спектакля была поставлена ещё одна пьеса Фонвизина «Бригадир». «И там для всеобщего веселья и всеобщей весёлой пляски прозвучала песня, которую сочинил не я. А вся эта песня была взята из репертуара моей родни», - сказал он.

Вспомнил Ким и Льва Горелика, которому написал песню «Клоун» к спектаклю эстрадного театра «Микро» Саратовской филармонии «Дело не в шляпе», и исполнил её, подражая народному артисту РСФСР Льву Горелику:

«Я клоун, я затейник, я выбегаю на манеж не ради денег…»

Помню, в доме у Горелика на шкафу стоял большой цветной, красивый стеклянный колпак, подаренный сатирику саратовским заводом «Техстекло». Горелик называл песни Юлия Кима зонгами, ставшие музыкальной основой спектакля. «Общая идея была сформулирована Кимом в прологе:

«И несут времена и народы

Свои шапки и шляпки, которые

То навек исчезают из моды,

То навек остаются в истории!»

Юлий Ким остаётся в бардовской истории советского времени, в фильмах «Обыкновенное чудо», «12 стульев», «Дом, который построил Свифт», «Бумбараш», «Человек с бульвара Капуцинов», «Красная Шапочка», «Усатый нянь», «Собачье сердце» и других.

Творчество Юлия Кима отмечено многими престижными наградами, в 2007 году он — лауреат Национальной премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучший текст песен (автор / перевод)», в 2009 — обладатель «Бард-Оскара» (Казанский международный фестиваль), он лауреат Государственной премии имени Б.Окуджавы, лауреат Премии Поэт 2015 года, член Союза Писателей, Союза Кинематографистов, ПЕН-клуба.

  • Просмотров: 1305

Яндекс.Метрика