Валерий Ганский: «Ему часто снился Саратов»

На 2-этажном старом здании №24 по Октябрьской (угол Волжской, напротив «Антея») в Саратове 6 ноября в 13.00 открыли памятную доску, Заслуженному артисту РСФСР Анатолию Солоницыну, известному по ролям в фильмах Андрея Тарковского «Солярис», «Сталкер», «Зеркало», «Андрей Рублев».

Инициатором установки мемориальной доски стал младший брат актёра – писатель, кинодраматург, журналист Алексей Солоницын, живший в послевоенные годы вместе с родителями и братом в этом доме. Его задумку профинансировал Союз кинематографистов России, поддержало Саратовское отделение Союза в лице его председателя Любови Буриной (игравшей когда-то волка в спектакле Дворца культуры «России» по моей инсценировке киплингского «Маугли»), а изготовили доску саратовские скульпторы.

На фасаде этого дома уже есть одна мемориальная доска — оперному певцу, профессору Саратовской консерватории Михаилу Медведеву, установленная благодаря долгожителю дома №24 музыковеду Натальи Аршиновой. «Теперь наш дом можно назвать дважды почётным», - улыбается Наталья Сергеевна.

Худрук Саратовского театра драмы, народный артист России Григорий Аредаков, которого попросили провести церемонию, признался: «К своему стыду, я не знал, что такой великий актёр жил здесь, в этом доме. Гулял по проспекту Кирова, купался в Волге. Моё заочное знакомство с Анатолием Солоницыным состоялось в 1966-67 годах на Нижнее-Волжской студии кинохроники (нынешний Дом кино). Оно началось с фильма «Андрей Рублёв». Всей глубины картины я не понимал, но яркое впечатление от Солоницына в главной роли осталось на всю жизнь», — отметил он.

Церемония открытия доски прошла в рамках VI открытого фестиваля-конкурса детского и юношеского кино «Киновертикаль». Гость фестиваля, народный артист России Николай Бурляев зачитал послание от председателя Союза кинематографистов РФ режиссёра Никиты Михалкова. Бурляев поделился своими воспоминаниями о съёмках «Андрея Рублёва»: «Тарковский выбрал его на моих глазах. Роль писали для Иннокентия Смоктуновского, но тут на пробах появляется человек неактёрской внешности. Он был больше похож на инженера или журналиста. И Андрей выбрал его».

Алексей Солоницын поблагодарил Союз кинематографистов и каждого, кто помог установить памятную доску, и рассказал о своём брате: «Анатолий, когда умирал, говорил, что для него страна – это всё от Кушки до Мурманска. А потом признался, что ему часто снится Саратов. ...Когда мы жили в Саратове, к нам как-то пришли из училища и жаловались, что Анатолий два месяца не появляется на занятиях. Оказалось, что в эти дни он ходил в театр. А деньги выручил - взял из дома две простыни и продал на «Пешке». Все жили любовью и пониманием, что человек человеку друг. Нас не затронули репрессии, мы знали, что наша страна — огромная, могучая. Поэтому, когда у нас сейчас хотят отнять память, победу великую, я считаю, что это великая память нашего времени. Мы обязаны передать молодёжи скромность, самоотверженность, преданность делу, не прыгать в кадр и не прыгать с одного ток-шоу на другое. Кого вы помните, кто в перестройку сжигал партийные билеты, орал на митингах? Никого. Мы помним Янковского, Миронова».

Солоницыны оказались дальними родственниками моей жене Фешиной Валентине Николаевне, внучатой племянницы Героя Советского Союза Василия Клочкова. Алексей Солоницын вспоминает о своём родстве так: «Мама моя, Нина Кузьминична Ивакина - саратовская. Отрочество прошло на тихой завокзальной улице, в доме нашей бабушки, Бабани, как у нас все её звали - Анны Христофоровны Деевой. Бабаня пекла вкусные плюшки, пирожки, а на мой день рождения, 22 марта, жаворонки - вместо глаз у этих печенюшек были изюминки, а в один из жаворонков Бабаня прятала монетку. Кому она попадётся - тот самый счастливый. Её родная сестра была замужем за зажиточным крестьянином Клочковым…». Алексей Алексеевич пытался всю жизнь найти родственников по матери. Вот такие дальние родственные связи, которые надо распутать и соединить. После нашей встречи это стало возможным.

Фотография Дарьи Востриковой

  • Просмотров: 1439

Яндекс.Метрика