Услышать голос Саратовской школы! Слайд-шоу 11 фото

Много лет зная о Хвалынских пленэрах, в этом – тридцатом по счёту – сезоне мне наконец-то посчастливилось поучаствовать. Одним из организаторов ставшего традиционным мероприятия является Владимир Александрович Мошников – доцент кафедры "Дизайн архитектурной среды" Института урбанистики, архитектуры и строительства СГТУ

им. Гагарина Ю. А., заслуженный художник России, чьи курсы по живописи мне довелось посещать в студенческой юности.

Хвалынск расположен среди холмов на берегу великой русской реки Волги – идеальное место для начала новой жизни. Ведь счастье живого общения с природой не заменит самая благоустроенная студия! Начиная с 13 августа, население города значительно увеличивается. Приезжие художники разбредаются по окрестностям городка, чтобы вечером представить на суд творческого сообщества этюды и картины. Лучшие из них выставлялись на центральной площади Хвалынска 25 августа. Праздник, совпавший с 90-летием района, был насыщен множеством мероприятий и привлёк гостей со всего региона, включая высокое начальство. Были открыты все местные музеи. Об этом писали саратовские издания.

Апофеозом юбилейных торжеств, посвящённых 140-летию со дня рождения нашего земляка К.С. Петрова-Водкина, для меня стала презентация долгожданной книги. Августовская жара не помешала художникам и жителям города дождаться у Дома культуры торжественного акта. Саратовский филиал Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», при поддержке Фонда развития современного искусства, предоставил в дар взволнованной публике красочное издание фундаментального труда саратовского автора Мошникова В.А. Ещё будучи молодым преподавателем СПИ, он начинал изучать теорию живописи, на практических занятиях со студентами, а затем с единомышленниками, после работы осваивая приёмы разных направлений в искусстве, переосмысливая историю живописи, идеи мастеров. С большим уважением относясь к наработкам наших великих земляков, он, сам прекрасный акварелист и живописец, смог передать свои знания многочисленным последователям, не жалея времени и сил, на бескорыстной основе.

Человек глубокой нравственности, очень скромный, Мошников не привёл в оформлении книги ни одной своей картины, хотя список его выставочных работ достаточно велик. Объём книги – около 320 страниц полноценного, насыщенного информацией текста, дополненного красочными иллюстрациями. Она посвящена художникам Г.П.Губанову и П.А. Маскаеву, возрождавшим и сохранявшим творческие заветы Саратовской художественной школы. Состоит из трёх частей:

  1. Тайна Хвалынска;
  2. Европейское искусство через призму российского менталитета;
  3. Идея целостного подхода.

Много лет исследуя приёмы работы таких художников, как В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, П. Чистяков, К. Петров-Водкин, автор утверждает влияние Саратовской школы на русское искусство в целом. Лично знакомый и сотрудничавший с ними, автор представляет материалы о творчестве П. Басманова, Н. Челинцевой, А. Ливанове. Интересны фотографии и тексты о Хвалынском движении конца 1988 года. «Утверждать Петрова-Водкина как патриарха нашей культуры», «Превратить Хвалынск в Мекку для русских художников» – так по благословению Павла Басманова начались Хвалынские пленэры. Новый Дом.

Благодаря научному подходу и системной подаче материала, книга представляет основы российской системы художественного образования, где в соединении академического метода как фундамента визуальной культуры и достижений русского и европейского искусства XX–XXI веков рождается теория Третьего пути искусства.

Отдельная глава в книге посвящена «Науке видеть» К. Петрова-Водкина, помогающей, по мнению Мошникова В.А., «воспитать и создать хорошего человека».

России свойственно принимать и ассимилировать всё многообразие культур, создавая неповторимое и богатое духовно наследие. Мы, кому посчастливилось держать в руках это прекрасное издание, с глубоким волнением прикоснулись к высокой культуре автора и великих художников Саратовской плеяды, впитавших тонкий колорит национальной иконописи, изучавших достижения европейской художественной школы XX века, и создавших уникальные, проникновенные светящиеся полотна, несмотря и даже вопреки трудностям эпохи перемен. 

Книга будет полезна ученикам и студентам художественных школ и ВУЗов, а также всем ценителям искусства.

 

Елена Игошина

Фотографии Решетниковой Л.В., Игошиной Е.Г.

Выходные данные книги:

В.А. Мошников. Живописный символизм. Услышать голос Саратовской школы. – Саратов: Саратовский филиал Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». 2018. – 324 с. ил.

  • Просмотров: 1358

Яндекс.Метрика