Валерий Ганский: «Саратовский ТУЗ» (театральный репортаж)

«Часто лекарства от болезней для взрослых и детей – одни и те же, дело лишь в пропорциях», – говорил Народный артист СССР Юрий Киселёв. Саратовскому ТЮЗу имени Киселёва 100 лет. Среди саратовских театров он по значимости, как в ряду игральных карт – старший, козырной туз: два здания, четыре сцены, две Больших и две Малых.

К 100-летию ТЮЗа Киселёва со 2 по 4 октября 2018 года в Саратове проводился театральный форум-фестиваль «Век детства». С вековым юбилеем саратовский ТЮЗ поздравил президент РФ. Обращаясь к коллективу и режиссерам, он отметил: «В его стенах трудились талантливые режиссёры, артисты, художники. Именно они задали высочайшую планку мастерства и беззаветного служения искусству, на которую и сегодня равняется коллектив театра. Важно, что вы бережно храните и продолжаете подвижнические традиции своих предшественников, радуете публику интересными премьерами, богатым и содержательным репертуаром, открываете для юного поколения яркий и удивительный мир Театра».

В первый день форума-фестиваля 2 октября состоялись показы трёх эскизов Четырнадцатой творческой лаборатории «Четвёртая высота» под руководством Олега Лоевского. Олег Соломонович – заместитель директора по творческим вопросам Екатеринбургского театра юного зрителя, основатель и художественный директор фестиваля "Реальный театр", лауреат международной театральной премии имени К.С. Станиславского, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска», театральный критик. На лаборатории на этот раз ставились не пьесы молодых авторов, а произведения, ставшие основой легендарных спектаклей Юрия Киселёва.

Режиссёр Виктория Печерникова, выпускница курса Олега Кудряшова в РАТИ-ГИТИС, представила эскиз по повести Астрид Линдгрен «Мы на острове Сальткрока». Эта книга стала основой легендарной постановки 70-х годов «Колбаска, Боцман и другие», открывшей феномен саратовского ТЮЗа всему миру на гастролях во французском Лионе.

Ещё один показ лаборатории по классике – повести Фёдора Достоевского «Вечный муж». Поставленный в конце 1980-х, спектакль по этому произведению можно смело назвать одной из вершин психологической актёрской школы Киселёва. Эту повесть вместе с сегодняшней труппой ТЮЗа пробует воплотить в форме эскиза уже опытный режиссёр и театральный педагог из Санкт-Петербурга Галина Бызгу.

Наконец, штатный режиссер московского театра имени А.С. Пушкина, выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства Кирилл Сбитнев воплотил с артистами театра пьесу «С вечера до полудня» – важнейшего для истории саратовского ТЮЗа драматурга Виктора Розова.

Юбилей ТЮЗа Киселёва – это повод поговорить о творчестве театров для детей и молодёжи в нашей стране, на родине этого явления, и во всём мире. В Саратов на Театральный форум-фестиваль «Век детства» приехали представители театра для детей и молодёжи из всех уголков России: Красноярска, Челябинска, Нягани, Казани, Твери, Кирова и других городов. Все они, а также режиссёры, драматурги, артисты – практики детского театра, собрались вместе 3 октября в большом фойе ТЮЗа на круглом столе «Век детства», чтобы обсудить современное положение, статус и проблемы тюзовского движения. Перед началом круглого стола гостям показали залы архивной экспозиции по истории театра, дополненные к юбилею новыми экспонатами. «Зал архивной экспозиции ТЮЗа» – это официальное название музея театра. Такой у него статус.

Начало своего столетия саратовский ТЮЗ считает от постановки первого детского спектакля в Саратове – «Синей птицы» Мориса Метерлинка, «бесплатного для детей пролетариата и крестьян советского драматического школьного театра имени вождя рабоче-крестьянской революции Владимира Ильича Ленина», организованного Дмитрием Бассалыго, уроженцем Беларуси из семьи сельского фельдшера, 4 октября 1918 года.

Одним из исполнителей этого спектакля был артист Каюков. Интересна судьба саратовского актёра: Степан Каюков родился 20 июля (1 августа) 1898 года в Саратове. Его отец Яков Гаврилович был рабочим маслобойного завода, мать Анна Захаровна – домашняя хозяйка. В 1910 году Степан окончил Саратовское четырёхклассное городское училище. Не имея средств на дальнейшее обучение, вынужден был работать, сначала «мальчиком» и писцом, затем с 1912 по 1916 год в типографии Г.Х. Шельгорна, и дослужился до помощника начальника бумажного склада. Совмещал работу с учёбой в Саратовской воскресной школе. После её окончания поступил в частную театральную школу М.И. Велизарий. В Саратовском народном доме, попав в антрепризу Н. Павлова, играл небольшие роли (за 50 копеек, потом 1 рубль за спектакль, а с начала 1915 года – за 15 рублей в месяц). После демобилизации из армии работал в саратовских театрах: имени Карла Маркса, имени Н. Г. Чернышевского.

После нескольких лет работы в Саратове поехал учиться в Москву, где поступил в театральную студию под руководством И.Н. Певцова. Играл в Малом театре и театре имени Моссовета. За роль Дёмы в фильме «Юность Максима» (1934) был награждён орденом «Знак Почёта». В этом фильме Каюков впервые вместе с популярным Борисом Чирковым спел «Крутится, вертится шар голубой». Степан Каюков был блистательным острохарактерным актёром: фактура, голос, обаяние и чувство юмора вывели его в число лучших комедийных актёров советского кино. Сам он себя считал «рубашечником» – характерным, бытовым актёром. В каждой из ролей он был неподражаем и достоверен, его любили режиссёры и зрители. Фраза его героя «Забодай тебя комар!» из фильма «Трактористы» с тем же Борисом Андреевым в главной роли стала крылатой. Степан Яковлевич заслужил звание народного артиста РСФСР.

Потом детским театром в Саратове руководил выпускник медицинского факультета университета Абрам Роом, о котором мы ранее писали.

Нынешнему театру юного зрителя Киселева можно считать 75 лет, с года приезда в Саратов Юрия Петровича в 1943 году. И до смерти в 1996 году вся его жизнь была связана с ТЮЗом. За этом время он поставил десятки спектаклей и вырастил несколько поколений актёров. Саратовский театр получил имя Юрия Киселева, в честь него в 1997 году назвали улицу в центре города (на углу улиц Чапаева и Киселева находится новое здание ТЮЗа). Один из его учеников – Юрий Ошеров – до сих пор является художественным руководителем ТЮЗа.

Тогда, в 1943 году, тёзке и ученику Киселева, Юрию Петровичу Ошерову исполнилось лишь всего годик. Вот, как он вспоминает то время: «В детстве я много болел, несколько раз мог погибнуть. Однажды подавился и был в полушаге от смерти. Совсем ещё малыш, я сидел в колясочке, сосал соску и бормотал что-то непонятно-детское, что часто говорят совсем малые детки. А мама стирала на кухне и вдруг осознала: её дитя перестало ворковать. Стремительно вбежала в комнату, а я синий уже. Оказывается, я разгрыз соску, и её пластмассовая перегородка застряла у меня в горле, перекрыв дыхание. Мама, конечно, ужаснулась увиденному, но недаром она была врачом, и очень хорошим – не растерялась. Прямо своей мыльной рукой залезла мне в рот и извлекла злополучную преграду для дыхания. Мама… Только с годами по-настоящему осознаёшь всю силу этой любви. Я был её единственной радостью, отрадой, средоточием всей её души».

Ошеров и провёл экскурсию по тюзовскому музею, а также открыл новый зал и выставку, посвящённую театральному костюму.  С новым пространством гостей познакомила художник по костюмам театра Ольга Колесникова. Она рассказала, что на выставке представлены костюмы из уже списанных спектаклей. «Постановки уже не идут, а прятать такую красоту жалко. Элементы одежды выполнены из эксклюзивных материалов, в основном это ручная работа», – рассказала она. В новом музее можно увидеть костюмы из спектаклей «Король Лир» и «Много шума из ничего» по Шекспиру, «Маленькая Баба-яга», «Поздняя любовь» по Островскому. Кроме того, есть доспехи рыцаря из спектакля «Принц и нищий», который является частью репертуара театра. Планируется, что эта коллекция будет постоянно пополняться костюмами из других спектаклей.

Перед самым началом круглого стола состоялась официальная церемония гашения памятного конверта Почты России, изданного к 100-летию ТЮЗа Киселёва.

 В работе круглого стола и в обсуждении эскизов лаборатории приняли участие приглашённые на фестиваль театральные критики: главный редактор газеты «Экран и сцена» Екатерина Романовна Дмитриевская, главный редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Юрьевна Дмитревская из Санкт-Петербурга, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Николаевна Тихоновец из Перми.
Приезд широкого круга представителей профессионального театрального сообщества на юбилей театра стал возможен благодаря присоединившемуся к работе форума-фестиваля проекту кабинета детских театров и театров кукол СТД РФ – Всероссийскому фестивалю театров для детей и молодёжи «Колесо». Среди гостей были и сами представители Союза театральных деятелей РФ из Москвы: заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ Ольга Леонидовна Глазунова, театровед, кандидат искусствоведения, главный специалист Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ Алексей Николаевич Гончаренко и руководитель Творческого отдела, начальник Международного отдела Центрального аппарата СТД РФ Марина Томовна Медкова. Кроме того, на юбилей театра приглашены ученики Юрия Петровича Киселёва, известные артисты театра и кино: народный артист России Владимир Краснов, заслуженные артисты России Сергей Пускепалис и Игорь Яцко, актёр театра Петра Фоменко Иван Верховых, а также многие другие артисты и творческие деятели, чья судьба неразрывно связана с Саратовским ТЮЗом. 

Итоги прошлогодней, тринадцатой по счёту творческой лаборатории «Четвёртая высота. Саратов документальный» увидели саратовские зрители в дни работы форума-фестиваля «Век детства». 3 октября на Малой сцене театра состоялся показ документального спектакля драматурга Ирины Васьковской и режиссёра Ильи Ротенберга «Всё будет хорошо», составленного из интервью с сотрудниками театра.

Утром 4 октября гости форума посетили недавно открывшийся в Саратове Исторический парк «Россия – Моя История», где состоялось открытие выставки «ТЮЗ: наша история», посвященное 100-летию ТЮЗа Киселёва. 
4 октября перед открытием памятника артисты собрались у старого здания театра на улице Вольской. Там состоялась символическая акция «Поклон альма-матер». Собравшиеся отдали дань памяти историческому зданию. В 2012 году его уничтожил пожар, но здание восстановили. Художественный руководитель театра Юрий Ошеров вспомнил об известных выпускниках театра и порадовался, что старое здание вернут культурному учреждению. Затем артисты возложили цветы к барельефу Зои Спириной. Артист Владимир Краснов публично обратился к губернатору с просьбой восстановить рабочий кабинет Юрия Киселева в здании на Вольской, 83. «Наконец-то решили вернуть здание, которое является символом любви к детям. Сначала всё разрушить, а потом все же вернуть», – отметил Краснов. Затем артисты, пританцовывая, прошли по центральным улицам города от старого здания ТЮЗа к новому.

На открытии памятника, автором которого стал скульптор Николай Бунин, собрались чиновники и депутаты, общественники, артисты театра. Губернатор Валерий Радаев не смог присутствовать на открытии, его поздравление опубликовали на сайте областного правительства. Скульптура из бронзы называется «Приглашение в театр»: рядом с Юрием Киселёвым стоит сказочный персонаж Буратино. Они приглашают зрителей в театр. Председатель Общественной палаты региона Александр Ландо отметил, что история строительства памятника – это долгие 20 лет. Он напомнил, что были и другие проекты монумента, но проект Бунина отстояли, и сегодня он украсил Саратов.

«Саратову очень повезло, что такой человек отдал всю жизнь городу, не изменил ему, хотя поступали другие предложения. И хорошо, что город собрался и памятник открыл», – рассказала дочь Киселёва, выпускница Саратовского медицинского института Мария. «У моего папы внутреннее и внешнее никогда не расходилось. У него не было зависти или жадности. Он мог радоваться чужому спектаклю по-настоящему. Это очень редкое и замечательное чувство. И, наверное, очень хорошо, что он остался служить городу, хотя были предложения, но он отказывался», – поделилась Мария Юрьевна.

И вот я в мягком кресле №14 второго ряда Большого зала нового ТЮЗа на торжественном праздновании 100-летнего юбилея. Гости, среди которых замгубернатора Игорь Пивоваров, председатель облдумы Иван Кузьмин, министр культуры облправительства Татьяна Гаранина, другие представители облправительства, общественники, и, конечно, театральные деятели и почитатели саратовского детского театра.  Вечер начался поздравлениями от президента, председателя правительства, председателя Госдумы, министра культуры РФ, которые зачитали со сцены. Политики напомнили, что ТЮЗ стал первым профессиональным детским театром в стране. «На его спектаклях выросло не одно поколение саратовцев. Главная задача – пробудить детское сердце, разбудить его для добра. Сформированные Юрием Кисилёвым принципы семейного театра, основанные на человеческом достоинстве, востребованы и сегодня. Важно, что добрые традиции сохраняются», – зачитал худрук Юрий Ошеров поздравление Вячеслава Володина.

Затем на сцену вышел Игорь Пивоваров и отметил, что далеко не каждое учреждение культуры удостаивается таких поздравлений. «Это дань уважения вашему труду и тому, что делает театр. Только благодаря их поддержке и построено это здание», – напомнил он. После он зачитал поздравление губернатора области: «Это особый мир сцены и его атмосфера, это мир идеалов добра и справедливости. Вместе с тем, ТЮЗ продолжает искать новые пути и получает за них высокую оценку». После торжественных слов Пивоваров вручил театру сертификат на приобретение цифрового оборудования для сценической деятельности. Юрий Ошеров получил награду за добросовестный труд и вклад в развитие Саратовской области. После этого Игорь Пивоваров наградил других сотрудников театра, а затем Иван Кузьмин продолжил награждение актёров и коллектива театра памятными грамотами.

На большом экране включили видеообращение актёра Евгения Миронова. «Я вспоминаю это потрясающей красоты здание, моё детство, спектакль «Баба-яга». Мой папа привозил нас из Татищево, и я впитывал это волшебство. Затем я учился в училище, но опоздал на курс Киселёва. А сейчас я хочу пожелать вам не останавливаться на месте. 100 лет – круто, а 150 – еще круче. Я благодарен ТЮЗу за те впечатления, которые навсегда остались со мной, с самого первого прикосновения», – поздравил театр Евгений Миронов.

«Я влюбился раз и навсегда в этот театр. Юрий Киселёв создал особую атмосферу в театре своим отношением к ученикам. Вместе с театром мы росли духовно», – вышел к микрофону председатель Общественной палаты региона Александр Ландо.

Торжественный вечер, посвящённый 100-летию саратовского театра юного зрителя, завершился документальным спектаклем «Переход». Спектакль-реконструкция рассказал вековую историю театра. Драматург Марина Крапивина и режиссер-постановщик Талгат Баталов начали действие с момента учреждения театра. Зрители увидели, как режиссёру и актёру Дмитрию Бассалыго пришла идея создания первого в мире детского театра, как в 1937 году коллектив получил постоянное здание на Вольской, 83, как в 1943 году в театр пришёл Юрий Киселёв и стал художественным руководителем. Именно им были сформулированы основные этические принципы театра, который сейчас носит его имя.

Новые спектакли и премьеры, новые ученики и актёры – спектакль не только о театре, но и о людях, их судьбах. Тяжёлыми для всех стали не только период войны, но и 1990-е годы, которые театр достойно пережил, сохранив понимание своего предназначения. Рассказали в спектакле и о пожаре в старом здании ТЮЗа. Последняя дата в пьесе – 2018 год. Зрителям показали видеозапись того, как актёры поднимаются на крышу нового здания театра и садятся таким образом, что их фигуры образуют число «100».

После показа на сцену вышли не только все актёры театра, но и все сотрудники. Художественный руководитель Юрий Ошеров пригласил присоединиться других коллег по цеху, чья биография связана с саратовским ТЮЗом.

«Мой главный жизненный принцип… не навреди, как в медицине». Народный артист России Юрий Ошеров.

Слайд-шоу 10 фотографий