Выставка «И.С. Тургенев и А.П. Боголюбов» в Радищевском музее

Выставка «И.С. Тургенев и А.П. Боголюбов», открытая 9 ноября 2018 года в саратовском Радищевском музее, приурочена к 200-летнему юбилею русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

О Тургеневе, наверно, знаем что-то. А что вы знаете о Боголюбове Алексее Петровиче? Выставка подвигла меня восполнить пробелы в образовании. Поинтересовалась в разных источниках.

Родом не из самых богатых, был, тем не менее, близок к высшим российским кругам и служил художником Главного морского штаба. Блестящий живописец, мастер реалистического пейзажа, маринист, чьё наследие почему-то мало изучено по сей день. Путешественник, по слабости здоровья живший в Париже, где общался с великими русскими (была такая мода тогда – зимовать в тёплой загранице) людьми и европейскими знаменитостями. Соответственно, имел возможность быть коллекционером и отдавался этому делу страстно. Многие могли! Но только он посредством собирательства произведений искусства смог реализовать свою мечту и открыть в одном из центральных в царской России провинциальных городов – Саратове (а не в Пензе, допустим, где было его имение), публичный музей.

Кстати: когда сейчас со студентами разбираем словарь, всегда обращаю их внимание на то, что «public», прочно вошедший в наш язык вместе со многими англицизмами, на самом деле – «народный», а не «публичный»).

Огромное по тем временам здание вмещало обширную коллекцию, которую можно было лицезреть и простому люду, а не только посетителям дворянских собраний. И вела его к этому память о дедушке, Александре Николаевиче Радищеве, чьё на наш взгляд короткое путешествие из Петербурга в Москву было описано в дневнике и опубликовано в Российской империи в мае 1790 года: «Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою её почитали все те, которые ездили по ней вслед государя...», – начинаю я читать книжицу из своей библиотеки. Издание это прогневало власти ненужными откровениями и привело к забвению имени Радищева лет на сто – помни об этом, любитель постов в инете! Боголюбов несправедливость эту исправил, назвав музей именем деда.

А Иван Сергеевич Тургенев, чью потрясающую прозу, не знаю как вы, а современные студенты вспоминают с трудом, тоже проявлял большой интерес к живописи и коллекционировал картины. Они познакомились во Франции в начале 1870-х годов, вместе интересно и полезно проводили свободное время, помогали русским живописцам за границей. Основали Общество взаимного вспомоществования русских художников в Париже, где Боголюбов был одним из учредителей, а Тургенев – секретарём. Поскольку дружба подразумевает наличие общих взглядов на жизнь, конечно, Иван Тургенев разделял интересы друга и поддерживал идею Боголюбова о создании в Саратове первого общедоступного музея.

Если бы люди жили хотя бы как древние патриархи – лет по 900, то мы могли бы сейчас поздравить Тургенева с двойным юбилеем – двухсотлетием (ибо юбилей, по Далю, это сотня лет). Но, увы... Когда в 1883 году великий писатель скончался от болезни, Боголюбов очень тяжело переживал эту утрату. «Такое чувство грусти повторилось со мной в третий раз – когда я закрывал глаза матери, другой – когда умерла жена, и третий – когда я простился с Иваном Сергеевичем», – писал он в мемуарах. И мне жаль...

Сотрудники художественного музея Радищева, живо реагирующие на интересные события, не остались в стороне и создали камерную выставку, органично смотрящуюся в прекрасных исторических залах. Выставка посвящена последним десятилетиям жизни знаменитого литератора. Представлены произведения мастеров, которых высоко ценил Тургенев. Ни в коем разе не намерена я перечислять экспонаты. Их надо видеть! Скажу лишь, что всегда стараюсь в дни открытия выставок привести юнцов, приехавших учиться в стольный град из области и смотрящих на всё широко открытыми глазами.

Нам с друзьями повезло гулять по опустевшему залу вечером, открытие прошло. И повезло вдвойне, ведь туда же зашёл с приятелем художник и просветитель Роман Белянин. Мы как раз рассуждали, что могло быть фоном охотничьего натюрморта кисти самого Боголюбова. Задать вопрос такому профессионалу считаю уместным. Роман Александрович восхищает меня своим умением активно включаться в беседу, отдаваясь страстно делу просвещения народа. Неважно, кто с ним рядом, продавщица с рынка – любительница вернисажей (есть и такие поклонники выставок, организованных Беляниным на больших городских просторах) или мнимый оппонент, чьи взгляды несозвучны его собственным. Белянин может доступно, на примерах рядом висящих полотен классиков, донести свою мысль, не убеждая собеседника в своей правоте, а вовлекая в мир искусства и раскрывая неведомые многим простые истины. Много почерпнули мы из этой беседы нового для себя: об устроении Боголюбовым художественного образования в Саратове при художественном музее, об экспонатах ученических натюрмортов, кои не так давно можно было видеть в старых стенах училища на Советской, и многие из них уже утеряны для современных студентов... И вот теперь можем удивляться им на выставленном в тургеневском зале полотне! Роман Александрович, говоря о необходимости академического образования, сыпал соль на наши с подругой раны. Рисунок и живопись для архитекторов преподаются с другой целью, нежели в худучилище, и нам безусловно не хватает этих знаний! Алевтина Чернова, известная на испанском острове Тенерифе художник, посетившая наш город в эти дни, полностью поддерживала взгляд Романа Белянина на художественное образование. Да и кто спорит? Без классической базы можно стать известным и дорогим художником, потому как примитив нынче в моде, абстракция в цене за бугром, но чаще балуются с пространством и цветом люди обученные. Не могу себе представить Шишкина и Саврасова, к примеру, с загогулинами вместо простого русского пейзажа... Не нужно им это было и невозможно.

Интересно было отследить реакцию Белянина на тургенево-боголюбовскую выставку (всё, что в соцсетях, становится общенародным достоянием!) в его посте от 8 ноября: «Достаточно камерная, с графическими и живописными работами выставка. Среди работ есть неожиданный натюрморт А.П.Боголюбова, с типичной композицией ученической работы. Поскольку работы академические, да и выставка не является отражением современной саратовской школы из "О" , посещать искушённым зрителям не советую . Но сам схожу несколько раз, пока там никого не будет).»

Великие могут себе позволить... И вы можете посетить выставку в рабочее время музея и составить своё мнение об этом культурном событии! И даже поделиться им на бескрайних просторах инета!

 

Музей им. Радищева А.Н., историческое здание на ул. Радищева д.39

Вторник – среда с 10 до 18 часов, четверг-пятница с 12 до 20 часов, суббота-воскресенье с 10 до 18 часов, понедельник - выходной. Санитарный день – последний рабочий день месяца.

 

Елена Игошина,

фотографии Елены Игошиной и Владимира Федосеева