Народные промыслы Хохломы – выставка в Радищевском

Морозным вечером войдя в здание филиала Радищевского музея (на улице Радищева в доме 41), я быстро согрелась. Экспонаты выставки, свободно размещённые в трёх залах, полыхали огнём. Это Хохлома! Яркие краски, смелое сочетание красного и золотого цветов, изысканные рисунки на резных предметах – всё это великолепие неповторимых образов сразу выключает

бытовые клише сознания. Трудности рабочего дня отходят в сторону. Погружение в иную реальность пробуждает родовую память. Сначала хочется внимательно рассмотреть детали. Потом всплывают исторические факты. Начало XX века надолго принесло невозвратимые изменения в культурную среду страны. Многие народные промыслы ушли в небытие вместе с умельцами. Всё национальное, особенно русское наследие, целенаправленно стиралось из памяти новых поколений. И всё же что-то уцелело. В духе народа - видеть прекрасное вокруг себя, ценить радость жизни, преобразовывать суровую реальность. В тяжёлом континентальном климате, с долгими холодными днями и ранними тёмными вечерами, свободное от работы время заполнялось прикладным, как сейчас это называется, творчеством. Я ещё застала мастериц, в богатом козами Прихопёрье вязавших ажурные пуховые платки для сельских модниц. И городские не брезговали, укутывались по брови в обычные для прошлого века двадцатиградусные морозы. Наш дед вырезал из дерева посудную утварь, делал мебель. В сёлах выращивали лён и сами обрабатывали. Пряли, ткали холсты и обшивали всю семью. Вышитые полотенца и покрывала, кружевные подзоры на кроватях с рядами пухлых подушек в наволочках с ришелье – это память о нашем детстве. Мамины сюжетные вышивки середины 1950-60-х годов мои подруги поместили в солидные рамы в гостиной. Это было в порядке вещей. И сейчас умение это передаётся из рук в руки. Просто сельская жизнь уже не та. Политика концентрации населения в крупных поселениях обезлюдила родные просторы. Потепление климата с искусственными водоёмами изменили климат не в пользу льна. Но дерева пока растут! И резьба по дереву живёт. В Подмосковье резчикам дают профессиональное образование. Тройки резвых коней и забавных медвежат вырезают мальчишки на раз. Хохломе повезло исторически. Не описывая деталей, скажу только, что удалось этот промысел поднять на международный уровень. Когда в стране валюта была достоянием избранных, на эти непонятные большинству бумажки можно было отовариться в магазине «Берёзка». Иностранцы с большим удовольствием разбирали матрёшки. Японский привет от лысого мудреца Фукурамы с острова Хонсю. Деревянные фигурки с напоминанием о мудрости Дзен с лёгкой руки художника С.В.Малютина преобразились в многослойных русских красавиц в сарафанах с петухами в руках. А назвали их по распространённому в ту пору в деревнях имени Матрёна – по ассоциации с матерью семейства, обладавшей дородной фигурой и, соответственно, хорошим здоровьем. Имя стало нарицательным для всех подобных токарных изделий. И здесь, на выставке, в ассортименте представлены матрёшки всех форматов. А также петухи, ёлочные игрушки, чашки-плошки-ложки, и чего тут только нет! Вышитые гладью платы, украшенные бусинами, расшитые картины в рамах, немецкие часы в расписном обрамлении под русским гербом, посуда с царского стола и даже мебель в стиле Хохломы… Смотреть – не пересмотреть!

Среди гостей замечены были студенты СГТУ, артисты, коллекционеры и батюшка-интеллектуал. Дамы аристократического вида обменивались опытом вышивания, изучая тонкие линии изысканных работ. И я в очередной раз вздохнула, что такой тонкой работы мне, видимо, не исполнить в этой жизни!.. Желающие приобретали сувениры. Есть среди них и недорогие экземпляры, есть и такие, что можем только полюбоваться ими, позолотой сияющие. На все вкусы.

Вдоль ажурной лестницы расположилась выставка детского рисунка студии «Акварель» Дома детского творчества Волжского района г. Саратова.

Я не поленилась пройтись до второго этажа и прониклась глубоким уважением к руководителям студии. Пронзительной искренности детские рассказы, сопровождающие картины, да и сами картины вызывали восторг зрителей соотношением юного возраста художников (от 5 лет) и высоким уровнем живописи. Меня всегда восхищает бескрайняя детская фантазия. Они бесстрашны изображают любые сюжеты. В данном случае портреты высоких лиц саратовского исторического бомонда вызывают непередаваемые эмоции! Цветовая гамма работ подобрана безупречно. И в целом вся экспозиция бесподобна.

Нам, саратовцам, необычайно повезло. Мы живём в городе высокой культуры. Перелетая через битые тротуары, люди, устремляйтесь в музеи! Их сокровищницы полны богатств. Это наше достояние. И там не скучно. А совсем наоборот.

Елена Игошина

Слайд-шоу, 32 фото: Игошина Е.Г. и Сухарев Е.И.

  • Просмотров: 1270

Яндекс.Метрика