Валерий Ганский: “Табор не уходит в небо”

В апреле 2019 года в рамках «Года театра» прошли обменные гастроли саратовского ТЮЗа и Балашовского драматического театра. Театров, которым в прошлом году исполнилось 100 лет.

17 октября 1918 года в зимнем помещении Нардома (драмтеатра) спектаклем "Власть тьмы" Л.Н.Толстого, в постановке режиссёра Н.Н.Никольского, в Балашове был открыт первый театральный сезон.

Этот день и стал днём рождения Балашовского профессионального театра. Символично, что саратовский ТЮЗ привёз балашовцам спектакль «Отрочество» по Л.Н.Толстому.

На Исторической сцене ТЮЗа (Вольская, 83) спектакль балашовского театра — мюзикл «Вожак», поставленный Заслуженным артистом РФ Владимиром Поповым по произведению Захария Станку в рамках федерального проекта "Культура малой Родины". В аннотации к спектаклю написано: «Вожак» — пьеса о геноциде цыган». У геноцида цыган нет единого общепринятого терминологического обозначения. «Параи́мос» (или Пора́ймос) — термин, предложенный цыганским активистом Янко Хэнкоком, поскольку одно из значений слова — «надругательство, изнасилование». По последним исследованиям, количество жертв геноцида цыган составляет 200 000 — 1 500 000 человек. 27 апреля 1940 по приказу Гиммлера начались первые депортации синти и рома на территорию Польши — в трудовые и концентрационные лагеря, а также в еврейские гетто. Из Варшавского гетто цыган вместе с евреями отправляли в лагерь смерти Треблинка. И только теперь, через 40 с лишним лет, я понял, почему «табор уходит в небо»: вместе с дымом труб газовых камер от сожжённых трупов цыган! В Московском театре «Ромэн» спектакль по мотивам романа Захария Станку «Табор» идёт под названием «Цыганский рай», где война служит скорее трагическим фоном. На примере отдельно взятого народа театр создал общечеловеческую историю о любви и самопожертвовании, о том, как раскрывается личность человека, попавшего в водоворот драматических событий. Глава Федеральной Национально-Культурной Автономии российских цыган Надежда Георгиевна Деметер, присутствовавшая на первом показе "Вожака" в балашовском театре, в интервью газете "Город" сказала: «Пусть на меня не обижаются в театре "Ромэн", но ваш "Вожак" лучше...»

И не надо было закадрового голоса ведущего, объясняющего, что цыгане живут независимо от времени, от Первой или Второй мировых войн… На театральную сцену в мирную песенную и танцевальную жизнь цыган всё равно врывается время в форме немецких солдат. Статичное начало замедляет ритм действия, а вернее, бездействия. Ведь цыгане не только поют и танцуют, но и работают. Авторские ремарки пьесы красноречивы: герои чинят телегу, собирают шерсть для просушки и т.д. Только с появлением немцев ритм спектакля изменяется и становится синхронным с биением сердец зрителей.

Цыганский табор должен был двигаться навстречу смерти под дулом винтовки немецкого конвоира (Кирилл Захаров). Режиссёрский замысел спектакля отражён Владимиром Поповым (он же исполнитель роли Фердика, хозяина всеми любимого дрессированного медведя) в его названии - «Вожак», где главный герой — вожак табора Хим (актёр Александр Попов) спасает табор от «ухода в небо» и ведёт свой народ к мирной жизни. Постановка Балашовского драматического театра наполнена массовыми таборными плясками и душевными цыганскими песнями, которые саратовские зрители встречали бурными аплодисментами. Разнообразен и красочен рисунок танцев, поставленных Наной Халиловой, балетмейстером и солисткой Тамбовского ансамбля цыганской песни и танца «Чергэнори» («Звёздочка») под руководством ее матери Софьи Валентиновны Халиловой. В 2013 году ансамбль «Чергэнори» стал призёром Международного фестиваля цыганского танца «За цыганской звездой». Запоминаются сценические эффекты со стреляющим огненном кнутом, с проблесками молний или зарниц на экранном заднике (художник Алена Герасимова, видеодизайн Павел Савенков). И, конечно, яркие цыганские костюмы (художники Владимир Попов и Антонина Никульшина).

Хотя спектакль имеет статус «мюзикла», он насквозь драматичен. Это драма не только цыганского народа, но и, вообще, Человека с его любовью и ревностью, долгом и честью, дружбой и предательством. Жизнью и Смертью. Преемственностью, Традицией и Сиюминутностью. Ответственностью ведущего перед ведомыми. Все эти общечеловеческие ценности прозвучали со сцены ТЮЗа в спектакле БДТ. Жизнь продолжается и табор ведёт новый вожак – сын Алимут (Иван Морозов). «И чувствую я, что это время идёт. Не прогляди его, Алимут! С высокой горы смотри. Новое время пришло, сынок. Новое время. А моё миновало».

  • Просмотров: 1405

Яндекс.Метрика