Валерий Ганский: «Носовские фантазёры»

1 июня не только День защиты детей, в Саратове оказался и носовским днём. Я не имею в виду фразеологизмы: «остался с носом», или «водили за нос», или увели «под самым носом», нет. Я говорю о носовском дне, связанном с детским писателем Николаем Носовым, у которого в прошлом (2018) году был юбилей. 

Николай Николаевич родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста. Маленький Коля любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и мечтал, чтобы ему купили скрипку, но после покупки скрипки забросил её. Вот такое начало жизни будущего советского писателя-прозаика, драматурга, киносценариста, лауреата Сталинской премии третьей степени за написание повести «Витя Малеев в школе и дома», Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской за трилогию о Незнайке.

А саратовское начало лета ознаменовалось показами спектаклей по произведениям писателя. Два саратовских детских театра подарили юным зрителям Носова.

Первым сделал подарок эстрадный театр филармонии «Арт-Ревю» под руководством заслуженного артиста России Романа Бранта. Спектакль называется «Фантазёры», в основном по носовской повести о Вите Малееве. Накануне я смотрел предпремьерный спектакль саратовского ТЮЗа «Приключения Незнайки на Луне» детской студии имени О.П. Табакова, так что есть с чем сравнить.

Оба начинаются с воспитания театрального зрителя: в ТЮЗе перед открытием занавеса звучит детский голос о вреде включённого сотового телефона, в филармонии администратор просит родителей пересесть в задние ряды, а юных зрителей - ближе к сцене, чтобы всем маленьким детям было видно и слышно артистов. Оба спектакля для зрителя старше 6-ти лет.

Пять актёров «Арт-Ревю» начинают фантазировать на малой сцене филармонии, на глазах юных зрителей перевоплощаясь в школьников: с детскими переживаниями и размышлениями, всевозможными внутришкольными отношениями и домашними событиями. Превоащаясь в клоунов и циркачей, вызывая смех и аплодисменты. Противоположны главные герои этих спектаклей: пионер-четвероклассник Витя Малеев и хвастливый, невежественный, смелый и сообразительный коротышка Незнайка, «с неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать своё внимание на одном предмете сколько-нибудь долгое время, — в общем, со всеми хорошими задатками, которые ребёнку предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться», как о нём писал Носов.

В тюзовском спектакле, в постановке режиссёра Алексея Чернышева, впечатляют сценические эффекты, яркие фантастические образы космических полётов и причудливого неземного мира. Постановщики (а это целая группа приглашённых москвичей: художников, композиторов, хореографов) старались достичь «эффекта полного погружения», различными способами вовлекая зал в происходящее с героями. Даже зрители с трудом находили свои места в тёмном зале, освещённом под лунную ночь, чтобы почувствовать себя на спектакле соучастником приключений Незнайки. Грандиозность эффектов забивает игру актёров (а это в основном юные студийцы), которым приходиться говорить в микрофон автоматически, находясь далеко от партнёров, не видя их реакцию.

«Детский театр – обязательно музыкальный театр», - говорил Ю.П. Киселев. И в тюзовском спектакле много музыки и песен. Несколько раз звучит популярная в 1950-х годах "Мамбо Италиано", ставшая недавно вновь популярной на танцполах. Вот её перевод на русский: «Эй, тупица, тебе не нужно ходить в школу, Просто делай это с большой девочкой, Что, как вино, с годами лучше. Малышка, ты симпатичная, Но ты не знаешь, как соблазнять, пока...» Познавательная песня для юных зрителей.

В филармоническом спектакле тоже звучат песни, но иные: классика и старые советские пионерские. Тоже познавательные. Ведь юных зрителей не только развлекают, но и воспитывают. Театром. Для детей. Разные песни, разные социальные образы, разный социальный строй: социализм и капитализм. Разный воспитательный театр. В одном учат детей дружбе и взаимопомощи, в другом – идеалам частной собственности и наживы. И всё это один автор - советский детский писатель Николай Носов. Разные постановщики и сценаристы по своему видят задачи детского театра. Его воспитательное значение не только для юных зрителей, но и юных артистов.

Два полюса: живые актёрские эмоции на маленькой сцене филармонии и маленькие, задёрганные психофизикой студийцы и дети хореографической школы «Антре» без классической школы у станка, на большой сцене старого ТЮЗа.

На одном конце полюса - ученик народного артиста РСФСР Льва Горелика, заслуженный артист РФ Роман Брант, на другом – молодой режиссёр, артист ТЮЗа Алексей Чернышев, инсценировщик завлит ТЮЗа Анастасия Колесникова. Опыт - и молодость, а между ними дети, юные зрители.