Обсуждение проблем художников с власть имущими

Всё просто в нашем мире, думал я, прогуливаясь вдоль исторической чугунного литья ограды парка Липки. Стоит на месте ограда, никто её не трогает. А из сквера Первой учительницы унесли по частям. Но, благодаря усилиям общественности, вернули на место.

Собственно, и сам памятник учительнице является расчленённым фрагментом другого, царского, на фундаменте и постаменте которого красиво возвышается наш земляк Чернышевский, человек совестливый и с критическим умом, описавший вакханалию семейных «передовых» отношений начала прошлого века и задавший сакраментальный вопрос.

Я сам часто думаю:«Что делать?». А что? Кто-то спокойно занимается своими непосредственными делами... Его, может, и не устраивает что-то... Трубы ему мешают ходить по проспекту или дерево ураганом снесло на капот авто, но вот он устраняет свою личную проблему — и живёт спокойно дальше.

Не таков знакомый многим саратовцам общественный деятель Поляничкин Владилен Павлович. Не может пройти он мимо беды, должен вмешаться, улучшить и устроить. Шёл он как-то на очередное заседание по важным вопросам и задержался на минуту. В окне магазинчика выставлена интересная картина. Зашёл, познакомился с хозяином. Тот представился художником Фуадом Кязымовым. Объехал Фуад всю область, рисуя красоты. Посетителям магазинчика нравятся его работы, а выставку в облдуме провести не может. Выслушал внимательно Поляничкин человека, подумал, чем можно помочь, и взялся за дело. Познакомился с другими заинтересованными людьми. Самодеятельный художник, выставляющий свои картины в Греции и Италии, - Васильева Юлия, тоже в Саратове никому, кроме близких, неизвестна. А показать есть что. Она осваивает школу живописи на занятиях онлайн и в мастерских Людмилы Моисеевой и Валентины Маркушиной. Так же у Моисеевой и на лекциях по абонементу Радищевского музея училась врач Людмила Решетникова, чья акварель с улицей Волжской заняла 2-е место на выставке ТСХР в Москве. Полистал Поляничкин подаренный ему Людмилой каталог группы «Трио» и вызвал на встречу Елену Игошину. Архитектор и преподаватель, она недавно, после года обучения на семинаре «Услышать голос саратовской школы» у Владимира Мошникова в СГТУ имени Гагарина Ю.А., получила Диплом и 1 место во Франции, в галерее «Мольер» города Мирамас.

Подтянул Владилен Павлович свою давнюю знакомую, профессионального художника и мать семи детей Воронину Наталию Сергеевну, чьи художественные листы скупал коллекционер по 30-ти за раз. Правда, давно это было. И тоже хочет она выставляться, выбраться из деревенской живописной глуши.

Поляничкин изучал материалы по теме. Читал публикации. И пригласил в инициативную группу выдающегося молодого фотографа, инженера Руслана Нургалиева, члена ТСХР и Союза фотохудожников России, получившего 1 место как лучший фотограф ещё в 2014 году, лауреата премий и номинанта, и с той же проблемой: где в Саратове выставляться? Показал Руслан красивую бархатную коробочку, где покоился уцелевший фрагмент сожжённой им фотокартины. Зачем? - воздел руки к небу Поляничкин. А что делать? – ответил вопросом Нургалиев.

Четыре месяца проходил в галере ТРЦ Триумф-Молл четвёртый Фестиваль современного искусства, инициированный и мужественно в одиночку проведённый известным саратовским художником Романом Беляниным. Более 2000 человек – по счётчику на входе – прошло по галерее, и все дни Роман Александрович рассказывал горожанам о картинах великих земляков, представленных в зале, о современниках, художниках, скульпторах и фотографах, популяризируя искусство и просвещая земляков. Итог фестиваля – полученное людьми удовольствие, стёртые ноги Романа и всего лишь несколько проданных шедевров. Скажете, что город у нас бедный, что люди купить не в состоянии и что вешать картины некуда – плохо в городе с жильём? Наверно, и это будет правдой. Но, по соседству в то же время в дорогих бутиках сметались какие-то вещи, и граждане уносились счастливые с пакетами в авто из подземного гаража. О чём это я...

Так вот, Белянин и Нургалиев, выйдя в лето после трудов, взяли с собой по невостребованному публикой произведению искусства и сожгли показательно на саратовском холме, сказав, что будут делать это и дальше. Описала эту устрашающую акцию в статье «Искусство с огоньком» журналист Екатерина Вельт. Общественность возмутилась в соцсетях, призывая сохранять объекты культуры, но помочь приобретением картин не торопится.

А поспешил на помощь Поляничкин. Давно знают его как человека слова и дела во всех руководящих инстанциях города. Организовал он встречи с художниками у министра культуры Саратовской области Татьяны Анатольевны Гараниной, у Валентины Владимировны Гречушкиной и председателя Саратовской областной думы Романова Александра Сергеевича. Вопросы были изложены чётко и записаны помощниками. Предложения прозвучали следующие: позволить художникам свободно выставляться на улицах города (полиция гоняла их!), выделить городское помещение для проведении выставочной деятельности современных художников всех направлений, продолжить проведение Регионального Фестиваля современного искусства (первый и последний проведён был в 2014 году в СХУ), изыскивать конкурсные гранты на реализацию творческих проектов, вернуться к закупке произведений искусства у художников музеями, предоставлять мастерские не только членам Союза художников РФ и снизить стоимость их содержания. Искусство воспитывает и определяет нацию. Искусство не может выживать на самоокупаемости, государство и область обязаны поддерживать творцов, если не хотят оказаться лицом к лицу только с организованной преступностью и беспорядочными несанкционированными митингами. Наталья Воронина показала Романову свои живописные листы. Художники подарили каталоги. А Поляничкин передал в дар облдуме картину с её изображением от Юлии Васильевой. Картина была принята с обещанием организовать осенью выставку в Думе и подумать над решением предложенных задач. А пока предложено было поучаствовать всем желающим в традиционном мероприятии «Палитра ремёсел» - выставиться небесплатно на городской ограде, и Хвалынской выставке в августе.

Всё-таки молодец он, этот Поляничкин, думал я, прогуливаясь по Волжской улице. Рассказ о прошедших в июле-августе встречах вдохновил и меня. Всё-таки жизнь проста и прекрасна, когда неравнодушные люди встречаются и улучшают её, нашу жизнь, внедряя полезные проекты и творя реальность. Задавая себе полезный вопрос: «Что делать?» вместо пустого герценовского «Кто виноват?»

Подхожу я к памятнику великому демократу и вижу приятную картину. На чудесной ограде, не нарушая окружающего ландшафта, а дополняя его, в стилистике самой длинной в Европе туристической пешеходной зоны привлекают и радуют глаз живописные пейзажи художника Фуада Кязымова. Прямо как на улицах всех европейских городов, где удалось побывать мне или которые вижу я на фото в сетях путешествующих другей. Собственно, а мы-то где с вами находимся? Что до Уральских гор, то всё Европа, верите вы в это или нет. Так, глядишь, и доживём до открытия в Саратове открытой публичной галереи современного искусства!

 

Геннадий Суховей, неравнодушный прохожий. 5 фото предоставлено художниками

  • Просмотров: 1476

Яндекс.Метрика