Бесплатный осмотр - совет - рекомендация в стоматологическом кабинете «Дента-Вик».

Московская, 59 (угол Радищева). Запись по телефону 8-906-302-82-92

      

О губах Дворникова (на незаданный вопрос)

Смотрел картины Сира Дворникова (на сайте «Земского обозрения» в разделе ZO-art: http://zemob.ru/index.php/zo-art). Остался недоволен. Стоило столько краски извести, что бы нарисовать неизвестно что!

В периоды реформ и революций

живопись оживляется. Множество идей, рождаемых обществом, воплощается в изображение. Живопись занимается иллюстрацией мыслей, а часто и генерацией идей. Но, рано или поздно пик преобразований проходит. Развитие переходит в стабильную фазу, для которой излишнее многообразие становится помехой.

Мало кто задумывался о том, что демократия нисколько не защищает равенство и, напротив, создаёт и защищает неравенство. В разброде мнений, теорий и идей существует опасность. Единое мнение по коренным вопросам политики необходимо для выживании страны. В ситуации «одна страна — один вождь» важна ясность. Развитие науки и производства — вот достойные темы для художников! А что мы видим в работах Дворникова? Идейный разброд. Посмотрите на его картину под названием «Губы». Смотреть не на что! Шляпа на лице и губы. Почему — шляпа, почему — губы? И только.

Какой вывод следует? Классический портрет! В нём губы дополняют образ владельца. Он может быть капризным, нервным и любым, но в любом случае губы (как и остальные части и черты) характеризуют.

Что мы видим у Дворникова? Губы не злые, не тонкие... Никакие! Тогда, что хотел сказать автор? Губы могут сквернословить, целовать, язвить, смеяться... что делают дворниковские? Почему и зачем автору губ нужно скрывать лицо? Стыдно? В чём проявляется политическое единство?

Странное ощущение! В живописи (как, впрочем, и везде) случаются кризисы. Причины различны. В живописи кризис вызвала фотография. Как было хорошо художникам и зрителям до появления фотографии! Человек стремился посмотреть на себя со стороны. На кого похож? На кого же, как не на себя! Стремился оставить потомкам свой образ. Дескать, жил да был такой-то! И все легенды, связанные с имяреком, приобретали силу факта, силу объективности. Картина приобретала силу документа. С появлением фотографии, которая несправедливо воспринялась обществом как точная копия оригинала (более точная, чем рисованная), для живописи наступили тяжёлые времена. Юридическую сторону картины, её коммерческую основу — объективность, отняла фотокопия, выиграв за счёт дешевизны и скорости процесса изготовления. Освободившееся место требовало заполнения.

Потребовалось время, что бы художники нашли своё место в сфере изображения. Появился авангардизм, кубизм, абстракционизм и затем «современное искусство». Оказалось, что и без фото-объективности картины пользовались спросом. Мало того, на реализацию картин, оказалось, влияют факторы посторонние, с искусством не связанные: реклама, скандалы, эпатаж, судебные конфликты, при этом художественная ценность не бралась в расчёт. Чем скандальнее направление, тем выше художественность.

Новизна проходит, приходит привычка и будничность. Интерес к художественному промыслу падает. Нужны новые идеи, желательны ещё более злобные скандалы. Этой задаче подчинены работы Дворникова.

Картина «Губы». Формальной объективности в ней не много, разве что корпус — объективно женский. Пожалуй, и всё. Лицо наполовину закрыто шляпой. Виден подбородок и губы, нарисованные с намёком на примитивизм. Центр картины — губы. В них трудно заметить чувство. Они бесстрастны! И окружающее их пространство лица покрыто ровным слоем краски в одной тональности, ничего не добавляя к выражению губ.

Но, если обратить внимание на детали, то делаешь открытие! На шляпе виден как будто цветок, но странный. Он больше похож на стихающий завиток вихря. А за плечами женщины — разноцветные полосы образуют контур, напоминающий контуры беговых дорожек стадиона, не всегда прямолинейных.

ТЫ вглядываешься в образ... и вдруг начинаешь понимать, что главная характеристика образа скрыта не в губах женщины, а в деталях. Может быть, завиток есть последний, бурный этап жизни героини картины? А то, что за плечами — это её судьба, история жизни и любви. Теперь обьективность связана больше с историей личной жизни, чем с копией оригинала,

 

Леонид

  • Просмотров: 885

Яндекс.Метрика