Валерий Ганский: фонтан фантазий на золушкину тему

В преддверии Нового года Саратовский театр юного зрителя имени Ю.П. Киселёва представил новую премьерную постановку для детей младшего школьного возраста. Спектакль по мотивам сюжета известной

сказки, получивший название «Наша Золушка», сочинялся совместными усилиями артистов театра и творческой команды, собранной петербургским режиссёром Екатериной Гороховской.

И вот я иду декабрьским вечером к новому зданию ТЮЗа. Фонтан, который жарким летним полднем освежал саратовцев, сидящих рядом на лавочках, плотно закрыт щитами. А на его месте — светящиеся разноцветные гирлянды в виде фонтана встречают спешащих на спектакль зрителей. Так же, как и светящиеся образы ёлочек перед лестничным маршем главного входа в театр. Эта парадная лестница мне вспомнилась, когда открылся занавес Большой сцены перед вторым актом, обнажая декорации дворца короля, с такими же лестницами.

«Наша Золушка» действительно наша – русская, по имени Елена (Елена Краснова), то ли Прекрасная, то ли Премудрая, но Елена, в отличие от других героев детской сказки с немецкими именами, вернее, западно-европейскими: Георг, Элеонора, Элизабет, Софи, Король Теодор и Принц Михаэль.

Артисты Саратовского ТЮЗа попытались заново прочесть известную сказку о Золушке. Режиссёр Екатерина Гороховская предложила каждому актёру пофантазировать над своим героем, вложить в его поступки свою собственную правду, то есть сыграть самого себя, увидеть в старой истории новые смыслы, близкие сегодняшнему пониманию мира. Так родилась «Наша Золушка» — сценическая версия сказки. Рождённые через этюды и импровизации тексты записала завлит ТЮЗа, Анастасия Колесникова, которая считает себя только переписчицей, а не драматургом, как написано в программке. Очень похоже её изобразила одна из Эльф Оль (Ольга Лисенко), записывающая новый текст исчезнувшей сказки за своими друзьями Эльфами: Элем (Александром Степановым) и Риной (Ириной Протасовой). Уже стало традицией саратовского ТЮЗа вводить в литературные инсценировки новых действующих лиц, сопровождающих героев в течении всего спектакля. В «Отрочестве» это — зайцы, в «Двенадцати стульях» - авторы Ильф и Петров, в «Нашей Золушке» это — эльфы. Они и танцуют, и жонглируют, и подглядывают за происходящим на сцене, чтобы потом записать в толстой книге сказок. Кстати, панели оформления дома вельможи напомнили мне внешнее оформление кафе «Конёк» на улице Горького, с шестеренками из металлолома.

В спектакле занята молодёжь театра. А ветеранам, критично относящимся к таким новинкам, роли недоступны. Как уважают в театре ветеранов, я убедился в фойе ТЮЗа, посмотрев выставку детских рисунков-портретов. Ещё месяц назад я обратил внимание на то, что на одной из таких работ не было подписи. На рисунке изображена актриса Татьяна Чупикова, ученица Ю.П.Киселёва, награждённая государственной наградой «Медаль Пушкина» в 2011 году, и сказал об этом зав.литу Анастасии Колесниковой. И что же? Как месяц назад не было подписи, так её нет и сейчас. И ещё один вопрос возник у меня: почему в программке не указано звание директора ТЮЗа Игоря Баголея? А ведь он заслуженный артист России (2002).

Фантазии актёров, предложенные режиссёром, фонтанировали 21 струями разноцветной радуги. Даже испачканное сажей лицо Золушки — стало испачкано золой. Ещё 6 струй в этот фонтан фантазий добавляли постановщики: сценограф Алексей Вотяков (Магнитогорск), художник по костюмам Фагиля Сельская (Москва), хореограф и музыкальный оформитель спектакля Юлия Колченская (Санкт-Петербург), художник по свету Тарас Михалевский (Москва). Фонтан оказался не только разноцветный, но и разногородний.

Фея (Тамара Цихан), она же соседка с граблями, летала над залом и в глубине сцены, волшебной палочкой превращая всё, как в сказке: и в тыкву, и в карету, и в наряды.

Всё было как в сказке, а не как в настоящем спектакле с литературной основой, пьесой, с режиссерским замыслом, не просто хорошо расставленными мизансценами и массовкой, а причинно-следственными связями поступков действующих лиц, проработанными характерами героев, их речевыми особенностями, контрастностью Добра и Зла. Что останется в душах и головах юных зрителей после просмотра этого спектакля?

Ведь сказка про Золушку учит быть добрыми, трудолюбивыми, искренними, сострадательными, как главная героиня — Золушка. И в то же время показывает, как нехорошо быть злым, грубым, несправедливым, жестоким человеком, какой была Мачеха и её невоспитанные дочери. Такая мораль нам преподносилась с детства в «Золушке» по редакциям Шарля Перро, братьев Гримм, в одноимённом фильме по сценарию Евгения Шварца 1947 года с легендарной актрисой-циркачкой Яниной Жеймо в роли Золушки. (В 2006 году ТЮЗ ставил «Золушку». Режиссёр Татьяна Пыхонина, художник Юрий Наместников).

И мы видели наглядно, как простые труженицы: ткачихи, трактористки, станочницы, Герои Социалистического труда, матери-героини оказывались почётными гостями в высоких президиумах, в Кремлёвских залах... это ли не высокий пьедестал Золушки? А где они сейчас, эти Герои труда?!

Самая ранняя известная версия сказки обнаружена на египетских папирусах. Там главная героиня сказки — девушка по имени Родопис (др.-греч. Ῥοδῶπις — букв. «Румянолицая»; настоящее имя, возможно, Дориха — гетера, жившая, предположительно, в VI веке до Р.Х., современница поэтессы Сапфо и любовница её брата), родившаяся в Греции. Она была похищена пиратами, которые привезли её в Египет, где и продали в рабство. Хозяин купил ей изящные кожаные позолоченные сандалии. Пока Родопис купалась в реке, сокол (этим соколом был бог Гор) украл её сандалию и унёс фараону. Сандалия была такой маленькой и изящной, что фараон тут же объявил общенародный розыск. Когда он нашёл Родопис, тут же женился на ней. Очевидно, фигура Родопис начала окружаться легендами вскоре после её смерти, поскольку живший столетием после Геродот пишет, что некоторые эллины считают пирамиду Микерина, одну из трёх Великих пирамид в Гизе, якобы принадлежащей Родопис.

Вот бы увидеть египетскую Золушку на сцене саратовского ТЮЗа! Но это уже фантазии автора, 28 – я струя в фонтане фантазий.