Валерий Ганский: от комедии до трагедии «Дураки на периферии»

Не зря в предыдущем своём материале о художественной выставке в облдуме я вспомнил спектакль по пьесе Андрея Платонова «14 красных избушек», впервые поставленный режиссёром театра имени Карла Маркса Александром Дзекуном. И как в воду глядел – в лужные тротуары саратовских улиц января 2020 года. Переиначив известную поговорку «Сон в

руку» — в «память в руку», точнее, — в спектакль.

И точно, через день я оказался на дипломном спектакле по пьесе вспомнившегося мне Платонова (настоящее имя Андрей Платонович Климе́нтов). Полузабытая пьеса Платонова «Дураки на периферии» написана в 1928 году. Есть версия, что пьеса написана в соавторстве с Борисом Пильняком (настоящая фамилия Вогау, из семьи ветеринарного врача Андрея Ивановича Вогау, происходившего из немцев-колонистов Поволжья и родившегося в Екатериненштадте - нынешний Маркс. Мать — Ольга Ивановна Савинова, родилась в семье саратовского купца). Возможно, Пильняк и Платонов действительно приступили к работе над пьесой вместе, но Платонов начисто подавил "соавтора" своим мрачным гением.
Пьеса «Дураки на периферии» напоминает сатиру Салтыкова-Щедрина. У того город Глупов, а у Платонова — место действия уездный город Переучётск. У Платонова — Иван Павлович Башмаков, счетовод (говорящая фамилия – находящийся под каблуком жены), а у Салтыкова- Щедрина — Двоекуров, образ которого напоминал Александра I.

Сюжет пьесы основан на новации законодательства СССР. В 1926 году были полностью запрещены аборты при первой беременности.

Спектакль поставлен Артёмом Кузиным, недавним ассистентом курса Народного артиста РСФСР Александра Галко, после смерти мастера ставшим руководителем мастерской Театрального института консерватории. В этом спектакле дипломникам есть где разгуляться: есть все театральные жанры: комедия, драма, фарс, трагедия. Режиссёр и педагог Артём Кузин вместе со своим ассистентом, актрисой ТЮЗа Анастасией Бескровной дали возможность дипломникам раскрыться и показать, чему научились будущие артисты за три года в стенах театрального вуза.

Создатели спектакля чётко придерживаются авторских ремарок. Технологическое оформление художника Софьи Злобиной: две двери, два окна. Радио шипит. Иван Павлович Башмаков с неимоверными усами (Степан Лябипов).

Пьеса начинается с острой сатиры того времени. Карикатурные образы пресловутой «тройки» (Виталий Гаврилов, Павел Свистунов, Алексей Дьяконов) - комиссии, которая решает и лишает жизни людей.

Мария Ивановна Башмакова (Екатерина Кишева) и Глеб Иванович (Никита Прилепский) играют в карты, в козла. Глеб Иванович: «И вот всё пишут и пишут газеты: книги в массы, автомобили в массы… там вот ещё — культуру — тоже в массы… Прямо как кирпичи летят! Это им сверху так кажется, что внизу массы, а на самом деле эти массы и есть отдельные люди вроде меня».

В прозе Платонова Сталин отмечал «тарабарский» язык и «балагурство», а также сатирическое изображение лидеров колхозного движения.

Символичен финал пьесы и спектакля – смерть новорождённого. Как рождение нового социалистического государства, которое умерло через 70 лет. Гениальное предвидение Платонова! Режиссёр придумал оградить сцену с люлькой, в которой спит новорождённый мальчик, со всех сторон железным занавесом. И даже лампа над люлькой (социализм – есть Советская власть плюс электрификация всей страны) оказалась нерабочей, и сколько бы раз не нажимал Старший рационализатор (Матвей Пташный) на включатель настольной лампы, она не горит.

Несмотря на мелкие недостатки игры «Кузинских» дипломников (иногда нечёткая дикция, невнимание к предметам и аксессуарам, которыми пользуются актёры), выпускники мастерской показали свою актёрскую фактуру, пластику и ритмику в танцах, умение петь, слушать и чувствовать партнёра.

Спектакль «Дураки на периферии» будет жить на сцене ТЮЗа, усовершенствоваться и обкатываться под присмотром своего режиссёра. Ведь он включён уже в репертуар театра с 25 февраля 2020 года.

  • Просмотров: 774

Яндекс.Метрика