Татьяна Крылова: советская Мессалина на Малой сцене

Премьера дипломного спектакля студентов 3-го курса Театрального института консерватории имени Л.В.Собинова, мастерской Артёма Кузина, «Дураки на периферии» по пьесе Андрея Платонова, состоялась в саратовском ТЮЗе (площадь Киселёва) 31 января 2020 года. Самобытный писатель, Платонов имел нестандартную манеру письма с вкраплениями

косноязычных метафор. Пьеса ранняя, забытая и не ставившаяся много лет. Написанная в 1928 году, не может похвастаться злободневностью, временами при просмотре выглядит утопично и архаично. Единственным критерием выбора этой пьесы для сценического воплощения я вижу яркость характеров персонажей: гротеск и комичность, есть место для разгула художественного воображения в трактовках образов студентами. Хорошая школа актёрского мастерства.

Пьеса сатирическая, абсурдная, трагикомический фарс, не претендующий на глубину. Судите сами: некая дамочка нетяжёлого поведения, разнузданная жрица порока, понесла ребёнка, её официальный и эгоистичный муж настаивает на аборте, так как у него уже есть дети от другой жены. Судьбу этого ребёнка рассматривает комиссия по «охране матерей и ихних младенцев», уверенная, что необходимо «заготавливать граждан впрок». Фанатизм, слепая вера в построение светлого будущего, иллюзии и заблуждения: вот оружие решения проблемы людьми, облачёнными властью. На кон поставлена личная семейная жизнь, её заменяет альтернативные формы брака и «демонстрация достижений», а душевную боль после развода должны заглушить бесконечные заседания. Члены специальной комиссии не слишком интеллектуальны, но полны энтузиазма и метафоричной идеологии, они провозглашают косноязычные лозунги и тезисы. Например, что выгоднее держаться за власть, а не за бабу. Дело отягощено тем, что ветреная, сластолюбивая развратница состояла в отношениях со всеми членами комиссии и, гипотетически, это может быть ребёнок одного из них. Прибавьте влюблённого в обольстительницу Марью Ивановну и считающего себя отцом ребёнка Глеба Рудина... Это сатира на послереволюционную свободолюбивую мораль, которая имела в то время массу приверженцев. Теоретиком «стакана воды» была небезызвестная Александра Коллонтай, провозгласившая тезис о необходимости угощать глотком любви всех, кто страждет.

Смотреть на кутерьму забавно. То, что сделал с этой неразберихой режиссёр-постановщик Артём Кузин, меня восхитило. Он ловко вплёл в канву спектакля и развернул перед зрителями всю палитру выученных студентами уроков в виде танца, песни, декламации, работе с бутафорскими предметами, взаимодействия между партнёрами во время массовых сцен. Курс у мастера, безусловно, сильный в профессиональном смысле. Очень понравились реалистичные, роскошные декорации к спектаклю и панорама городской улицы, раскинувшаяся за окнами сценической квартиры, наполненной предметами тех лет: патефон и другие.

Художник-постановщик Софья Злобина.

Режиссёр-педагог Анастасия Бескровная.

Музыкальный руководитель Евгений Мякотин.

Художник по свету Валерий Туманов.

Помощник режиссёра Ольга Самохина.

 

37 фотографий Армена Осипяна, слайд-шоу