Валерий Ганский: мерцающие пейзажи Мерцлина

Давно я не видел Мерцлина. Не ректора СГУ, крупного советского учёного-химика Романа Викторовича Мерцлина, которого я часто видел на вечерах моих одноклассников, учившихся на химическом факультете университета. Я имею в виду художественные работы внука ректора, полного его тёзки, художника Романа Мерцлина,

рано ушедшего из жизни — в 48 лет.

В коллекции картин Льва Горелика этому саратовскому живописцу отдавалось первое место. Его работы в квартире Горелика висели на самом видном месте. В Москве, в 1991 году Лев Горелик устроил выставку картин из своей коллекции «Палитра друзей», на которой были представлены работы Романа. Не удалось сохранить коллекцию современного искусства Народного артиста, Почётного гражданина Саратова, вездесущего коллекционера.

Вот и «старый Саратов» Романа Мерцлина оказался за границей. И, сказала организатор выставки художника в здании Радищевского музея на Первомайской, заведующая отделом современного искусства музея Елена Дорогина, открывая экспозицию: «Бывшие саратовцы, увозившие за границу картины Мерцлина, живут воспоминаниями о родном городе, глядя на пейзажи художника. Во время подготовки выставки из разных стран и городов к нам «летели» фотографии работ художника; воспоминания о том, как, уезжая из Саратова, люди, преодолевая все сложности и препоны, забирали с собой картины мастера, ставшие для них олицетворением времени и города, который без Романа Мерцлина был бы совсем иным».

Глядя на крупные мазки кисти мастера, я вспоминал разговоры на кухне у Горелика о мастерстве художника: «Поразительно одарённый Роман Мерцлин – в будущем, я уверен, его творчество войдёт в золотой фонд России. Уже сегодня явно прослеживается его подспудное влияние на идущих за ним».

Слова Горелика о земляке перекликаются с выступлением на открытии выставки однокурсницы Мерцлина, Татьяны Хахановой, ныне Заслуженным художником России, рассказавшей о начале творческого пути, светлой и жизнерадостной живописи студента художественного училища.

В толчее художественного бомонда, пришедшего на открытии выставки, афиша которой выставлена в витрине перед входом в музей: «Роман Мерцлин. Город и люди. Живопись. Графика», трудно сосредоточиться на какой-нибудь определённой работе. Взгляд выхватывает знакомые пейзажи улиц моего детства и юности. Мою жизнь того времени, которое искусствовед, Заслуженный деятель искусств Ефим Водонос считает «эпохой застоя», отразила кисть Ромна Мецлина. «Его тема – это старый Саратов, особнячки, где шла самая обыденная жизнь не самых успешных и обеспеченных горожан», - продолжает свою мысль Ефим Водонос. - «Поэтому его работы вызывали отторжение у тогдашней власти, у её художественного официоза».

Поэтому персональная выставка художника в Радищевском музее прошла только в 1990 году. А первая его персональная выставка состоялась четырьмя годами ранее в Ленинграде, в редакции молодёжной газеты «Аврора», с которой я в то время сотрудничал.

В аннотации к выставке Елена Дорогина пишет: «Город Романа Мерцлина, лишённый всякой парадности, открыточности и блеска, показан художником изнутри, из самой своей глубины. И в этом городе, с его маленькими, старыми улочками, покосившимися домами, одиноко стоящими корявыми деревьями, живут люди, с такими же покосившимися, изломанными судьбами, которые не смогли «вписаться» в официальное, лакированное пространство действительности». Не только Саратов, такими были все города тогдашнего бывшего СССР, поэтому, расширяя метафору названия выставки, можно было бы сказать о «Городах и людях» в творчестве художника.

Через 30 лет после первой персональной выставки Мерцлина Радищевский музей устроил вторую. На неё пришли те, которые начинали творить в 1970 – 90 годы, судьбы которых автор аннотации считает «изломанными». Мерцают знакомые лица на портретах художника, в толпе, взирающих на его полотна. А они, пришедшие на выставку, состоявшиеся заслуженные деятели науки и искусства, известные граждане города, запечатлённого на картинах Романа Мерцлина, отметившего бы в 2020 году свое 70-летие.

«Роман Мерцлин – художник мирового уровня, его творчество заслуживает издания качественного, полноценного альбома со всеми его работами, поскольку это часть нашей культуры», - определил творчество живописца главный художник Саратовского театра опера и балета, Заслуженный художник России Сергей Болдырев.