Человек, зверь и добродетель в представлении «Версии»

Закончились просмотры спектаклей, представленных на Х саратовский областной театральный фестиваль «Золотой Арлекин». Театральные коллективы ждут Дня театра, когда по-традиции будут названы лауреаты. Один из спектаклей, ожидающих решения жюри, - «Человек, зверь и добродетель» по пьесе Луиджи Пиранделло, театра «Версия».

Просмотр спектакля в рамках фестиваля состоялся 15 февраля 2020 года, в самой середине «театрального марафона».

Пьеса «Человек, зверь и добродетель» в Саратове ставится впервые, но российские театры обращали на неё внимание довольно часто. Что отличает постановку «Версии» от других театральных воплощений произведения Пиранделло?

Сюжет незатейлив – замужняя дама попадает в деликатную ситуацию, забеременев от учителя своего сына. Любовникам необходимо, чтобы муж сеньоры, капитан Перелла, обязательно выполнил супружеский долг в ту единственную ночь, когда будет ночевать дома перед тем, как уйти в новое плавание. Дело осложняется тем, что капитан обладает скверным характером и уже давно не навещает спальню супруги. В «Версии» отказались от напрашивающегося прочтения этой истории как комедии-фарса. За кажущейся незамысловатостью сюжетной линии скрываются характеры.

Актёры словно предоставляют зрителю возможность заглянуть в душу персонажа, изредка и ненадолго приоткрывая прописанные автором маски. И далеко не так уж безупречен профессор Паолино (Андрей Ханжов); и дурной нрав капитана Перелла (Игорь Абрамович) находит хоть небольшое, но оправдание; и сеньора Перелла (Евгения Смирнова) отнюдь не только заскучавшая без мужского внимания домохозяйка… Не менее выразительны роли второго плана, где за каждым персонажем угадывается своя отдельная история, рассказанная исключительно актёрской игрой, без изменений авторского текста.

Вообще же, «Человек, зверь и добродетель» (как, впрочем, и любой спектакль) имеет смысл смотреть не меньше 2-3 раз. Ведь спектакли никогда не бывают одинаковыми, здесь нет возможности зафиксировать удачные дубли. Небольшое смещение акцентов, едва заметные штрихи – и вот перед нами совершенно другая история. Например, в финале сеньора Перелла может просто облегчённо вздохнуть, потому что «опасность миновала», а может одной улыбкой продемонстрировать незадачливому Паолино, что именно сейчас она по-настоящему счастлива и любима и он здесь совершенно не при чём. Наблюдать за подобными метаморфозами – редкостное эстетическое удовольствие. Поэтому, независимо от того, какой вердикт вынесет жюри фестиваля, «Человек, зверь и добродетель» - спектакль, который стоит посмотреть каждому поклоннику классического подхода к театральным постановкам.

Татьяна Крылова. 6 фотографий представлено пресс-службой театра «Версия»