Татьяна Крылова: прозрачные слёзы зорь

В Карелии по утрам листья деревьев омыты росой, над болотами стелются густые молочные туманы, а лесной воздух пронизан свежестью и влагой. Старшина Федот Евграфович Васков говорит девушкам-зенитчицам: «зори здесь тихие и чистые как слёзы». Это начало премьерного спектакля саратовского ТЮЗа Киселёва

(пл. Киселёва, 1) «А зори здесь тихие» по повести Бориса Васильева, который был представлен на Малой сцене 13 марта 2020 года.

Над прозаическим произведением творческий коллектив, состоящий из актрис театра, проделал колоссальную работу. Елена Краснова, сценарист театральной версии произведения Васильева, учитывала специфику пространства Малой сцены театра и в качестве режиссёра адаптировала текст к камерности помещения. Это её совместная работа с режиссёром Викторией Самохиной, которая создала и музыкальное оформление спектакля. Сценография и костюмы, идентичные военному времени, оформила главный художник ТЮЗа Ольга Колесникова. Ирина Протасова играет одну из главных ролей и успешно дебютирует в качестве пластиографа спектакля. Магию и буйство карельской природы усиливает художник по свету Максим Шлыков. Этой постановкой театром отдаётся дань Году памяти и славы…

Тем временем, дотошный и беспокойный Федот Васков (Алексей Карабанов), осознающий свою ответственность за неопытных девочек, старается с заботой обучить их премудростям военного дела: и отец им, и брат. Отмечаю достоверность образа и трактовку рисунка роли артистом Карабановым, его чувство меры и естественную органичность воплощённого персонажа. В его герое нет пафоса и ложного героизма, плакатных лозунгов и рисовки, но есть любовь, милосердие и доброта.

А на сцене карельская природа тихо скорбит, словно предчувствуя гибель зенитчиц, как бы оплакивая их кристально чистыми слезами утренней росы... Тревожно дрожащие капли, которой печально стекают с крон деревьев, омыв каждый лист. И мутная жижа болота, вязкая топь приближаясь к зрителю, заворожит его и заживёт неподвластной никому жизнью, видоизменяясь подобно Протею, клокоча и деформируя свои очертания. Пугающее, зловещее болото: как аллегория мирового зла и агрессии воплощение нацизма и его синоним, собирает дань в виде человеческих жертв. Его ненасытное, бездонное нутро, адское чрево засасывает и поглощает сначала сапог девушки, затем и её саму. А мир ночных кошмаров, подсознательных страхов и снов в постановке необычно обыгран театром теней. Незримый мир духов, их забота о живых тоже лирично показана в спектакле, ведь любовь и привязанность, скорее всего, не прекращаются за порогом земной жизни. Спектакль как поминальная молитва по героиням повести Васильева и по всем жертвам той Великой войны. Постановка – удачная и своевременная реплика в общем хоре и череде мероприятий, приуроченным к Году памяти и славы.

Действующие лица и исполнители:

Федот Евграфович Васков – Алексей Карабанов.

Рита Осянина – Анна Соседова.

Женя Комелькова – Марина Климова.

Лиза Бричкина – Ирина Протасова.

Соня Гурвич – Евгения Кутенева.

Галя Четвертак – Надежда Червонная.

Кирьянова – Жанна Волошина.

Немецкие солдаты: А. Анисимов, Р. Дивлятшин, В. Самаркин, М. Селиванов.

Русские солдаты: Е. Краснова, В. Самохина, М. Селиванов.

Помошник режиссёра – Заслуженный работник культуры РФ Людмила Стороженко.

 

27 фотографий Армена Осипяна, слайд-шоу