Рождённые в СССР. «Перестройка» в Радищевском

Режим самоизоляции в Саратовской области продлён до конца июля, но культурная жизнь города продолжается. С 24 июля 2020 года в филиале музея имени Радищева на Первомайской, 75 в режиме ограниченного посещения открыта выставка «Рождённые в СССР. «Перестройка»: эпоха новых возможностей». На обозрение горожан и гостей города представлены 60

произведений: арт-объекты, живопись, графика, скульптура времён конца 1980-1990-х годов из коллекции Игоря Викторовича Аскасева. Что-то экспонируется впервые.

Возможно, не все имена авторов известны саратовцам и даже искусствоведам. А какие-то, наоборот, на слуху, их работы очень даже востребованы на современном рынке мира искусства. Некоторых из художников уже нет с нами. Они ушли в мир иной. Кто-то творит далеко от Саратова, а то и за пределами нашей страны. Заслуга Игоря Викторовича в том, что бесценные свидетельства эпохи им в своё время приобретены, сохранены и предоставлены сейчас на наше с вами обозрение.

В двух светлых залах бывшей партшколы (если говорить о выставке в стиле заявленной темы) – разместились комфортно очень разные по технике и колориту произведения достаточно большого количества авторов (хотела сказать, коллектива, но не уверена, были ли они объединены в своё время совместной идеей). Все они — профессионалы, получившие специальное образование. Состоявшиеся личности. Это:

-Анна Безгодова,

-Андрей Ванин,

-Светлана Ванина,

-Михаил Гаврюшов,

-Алексей Карнаухов,

-Николай Камышников,

-Алексей Кондрашов,

-Сергей Кругляк,

-Олег Куклин,

-Юрий Лаврентьев,

-Михаил Лежень,

-Андрей Мушта,

-Алексей Очнев,

-Ольга Пеганова,

-Дмитрий Романенко,

-Евгений Солодкий,

-Надежда Шанаева.

Я не знакома с этими авторами лично, за редким исключением. И рассуждаю сейчас только о своём впечатлении от их творчества.

Анна Безгодова – тонкий акварелист и график, здесь она представлена весьма материалистичными «Натюрмортом с воблой» и «Предчувствием» в шахматной бесконечности. Это работы 90-х годов.

Картина Светланы Ваниной «Утро» встречает вас у входа в зал, от неё веет розовым дымком из зимних труб. И другие её произведения гармоничные, мягкие, многоцветные.

Графику Андрея Ванина я впервые увидела на его персональной выставке в музее Федина. Она поразили меня своей непохожестью ни на что. Поразительное умение беспредметно детализировать сюжет, свободно обращаться с фрагментами дерева и металла, из волжской стихии обращая нас к фантастическим мирам, также интриговало меня в работах Андрея, не так давно показанных на Радищева, 41. И в этой коллекции он непредсказуем и узнаваем одновременно.

Михаил Гаврюшов ранее, также на Первомайской, погружал зрителя в философию рыб, напомнив мне о манере японцев изображать мир людей через образы морских обитателей. Этой темой увлекалась в 2000-е Анна Гладкая. Где Япония? - нет Анны! - а Михаил в роскошной чёрно-белой графике и с инсталляцией уводил нас в такую глубину, откуда не все возвращаются. На этой выставке он иной. И сравнение очень интересно.

Наверно, с работами Валентины Карнауховой я познакомилась раньше, чем с картинами её известного супруга. Я пришла работать в ЛМИ после её ухода, и там оставалась большая подборка красочных наглядных пособий, выполненных Валентиной. В доме моих друзей висят работы талантливых детей многодетной пары. Видела выставку их совместной графики. А галерея «Эстетика» познакомила меня с картинами Алексея, почерк которого не спутаешь ни с кем. И тематика им выбрана специфическая. Я не попала в Израиле к Мамврийскому дубу, видела только фотографии. Не знаю, был ли там Алексей. И уж точно он не встречался с праотцем Авраамом. Но горячий воздух тех мест, цвет камней, настроение древних книг отлично передаёт его картина на этой выставке. «Банщик» заставил меня улыбнуться, но это не хулиганство автора, а скорее отсылка к этнической культуре предков. Так прекрасный рисовальщик Диего Ривера намеренно упрощал свою графику в сторону народного искусства.

Николай Камышников – скульптор, в 90-е годы активно участвовал в молодёжных выставках. И яркие его «этюды в багровых тонах» непосредственно обращают нас к той эпохе. Разрывы в ходах лабиринта и поиски себя в череде событий – так я почувствовала его посыл.

Картина Олега Куклина совершенна по композиции и так злободневна в свете событий начала лета! Маленькое жёлтое деревце, закрывшись в шарик, зажато меж изгибов серых параллепипедов городской застройки. И вся эта фантасмагорическая конструкция базируется на ровном спиле дерева. Или на круглом столе под раздачу. Как вам нравится. Художник предчувствует катастрофу задолго до её начала. Или давно всё начиналось, и он только передал её вибрации?

Гений Солодкого побуждал его к самовыражению с юных лет. Помню восторги преподавателей от работ первокурсника СПИ. Здесь вы увидите полосатого котауси и жилую застройку совсем не в стиле архитектурного проекта. Современное творчество Евгения далеко ушло от первых его работ. Сейчас его картины декоративно ярки и блестящи. Но что-то осталось неизменным. То, что называется малой родиной. На многих его картинах вижу цепочку фонарей на горизонте, распадки теней, буераки и косогоры, контрасты ночи с электрическим светом на окраине города. Из-за палисадников с флоксами высятся мачты больших кораблей. Мечта, которую Евгений успешно реализует.

Миша Лежень в своё время тоже наделал много шума. Художник-акционист, он устраивал яркие перформансы. Я помню эти фотографии. На выставке одна из его работ в чёрном золоте напомнила мне страшную литературную фантастику на тему гитлеризма. Но, я быстро отогнала от себя эту мысль и переключилась на ассоциации с Матиссом, чьей графике в подлинниках радовалась год назад в Ницце. Красочные композиции Михаила для больших пространств хороши.

Очень красивы картины Юрия Лаврентьева. Они мистичны, тяжеловаты по энергетике, и в то же время сказочные, цветные. Цельные.

Сколько смысла можно накопать в картине Алексея Кондрашова «Волк»! От библейских пастухов до плача о волюшке-воле, и сказочную щуку в заточении ограниченного сознания тоже можно разглядеть при желании.

Дмитрий Романенко напомнил мне моё детство. Вполне благополучное, городское, с хорошей школой. Но так же, как его лошадка в замкнутом дворе, тосковала я о своих летних вольных просторах, с фонариком под одеялом читая книжки по ночам...

Картины Алексея Очнева, многогранного художника, завораживают. На выставке есть чему удивиться.

Помню перформанс группы «Жёлтая гора» в подвале бывшего бомбоубежища на проспекте Кирова, где участником был и Сергей Кругляк. История этого объединения сама по себе примечательна. К образованию участников-архитекторов приложили руку Ефим Водонос и Владимир Мошников. А свидетельства времени оставил для нас фотограф Геннадий Савкин. Концепции своих выставок разрабатывали ребята самостоятельно. Их работы разобраны по частным коллекциям, в том числе зарубежным. Благодаря интересу Игоря Аскасева к творчеству начинающих авторов мы сегодня можем увидеть одни из первых их шедевров на выставке в Саратовском музее.

Андрей Мушта стал известным архитектором и остался самобытным художником. Его графика безупречна по стилю. Какие-то работы Андрея – классные! — сейчас можно увидеть в галерее «Феникс», выставленные его другом и нашим однокурсником Геннадием Дырнаевым. А страсть к старинным утюгам издавна питает его творчество. Помню украшенную ракушками большую раму, обрамляющую сложную композицию с замысловатым шрифтом, включающую опасное взаимодействие чугунного утюга и хрупкой женской фигурки. И здесь можно увидеть тот же сюжет. И другие идеи.

Надежда Шанаева занималась в студии Владимира Мошникова. Влияние импрессионистов заметно в её творчестве. Она не увлекается созданием границ формы. На полотнах Надежды преобладает игра света, переданная переходами цвета.

Графика Ольги Пегановой изысканна. На этой выставке можно взглянуть на её мастерски исполненные куклы. Это отдельная тема для беседы. Не знаю, курит ли Ольга. Её газетные трубочки, склеенные крестом в раме, напомнили мне о пачках «Примы» саратовской табачной фабрики в заскорузлых пальцах деда, отдыхающего от тяжёлой работы. Конечно, продукт в раме не об этом. На трубочках можно разглядеть следы эпохи в виде цветной рекламы бесплатных газет в почтовых ящиках. Ну, а крест... Каждый из нас несёт свой и по своей силе.

Выставка произведений саратовских творцов из коллекции Игоря Аскасева появилась очень своевременно. Она яркая, красочная, напомнила мне о прекрасном времени нашей юности и непреходящей ценности искусства во всех его проявлениях. Время не остановить, но его признаки можно ощутить в работах мастеров. И это увлекательное путешествие доступно каждому в музее Радищева.

Не пропустите! Вход только в масках.

Елена Игошина, 33 фото автора, слайд-шоу