Татьяна Крылова: Палитра Ремёсел в щёлочке между карантинами

Палитра ремёсел — это III всероссийский летний фестиваль народных мастеров и художников, прошёл с 14 по 16 августа 2020 года в городе Саратове. Его площадки были распределены в основном по улице Волжской от Радищева до Октябрьской. Мероприятия проходили под патронажем Палаты ремёсел Саратовской области при поддержке ТСХР.

Авторы съехались со всей страны. Мастера самых разных сфер деятельности представили работы на радость саратовцам и гостям города: от бисероплетения и керамики до деревянной резьбы, мебели, игрушек всех видов. И чего там только не было!

Безлюдным субботним утром, уныло бредя вдоль ограды парка «Липки», озябнув на холодном промозглом ветру, я заметила выставку художников. Меня больше всего заинтересовали саратовские мастера, с творчеством коих уже немного знакома. Особенным вниманием публики, на мой взгляд, пользовалась личная коллекция живописи художника и журналиста Елены Игошиной. В частности, обращали на себя внимание работы раскрепощённого француза Андре Вердэ: иллюстрации к эпатажному исповедальному роману Генри Миллера, где отражена маниакальная мужская погоня за наслаждением, мытарства и похождения сексоголика в параноидальном поиске идеальной партнёрши. Его мощные работы – подарок ценителям живописи нашего города, возможность познакомиться с подлинниками столь яркого представителя современной французской школы. Неординарное видение женских тел: это тела-трансформеры, тела-перевёртыши, жаркие, зовущие к удовольствию. Животное начало предстаёт перед нами в своём первобытном естестве неприкрытой чувственности, облачённое в пышные формы.

Я взглянула на другие работы этого собрания. Колючий ветер словно поутих, и от работ повеяло теплом, напоминанием о юге и солнце. Вспомнился поэт Ф.Г. Лорка:

«А ветер умолкнет ночью, обряженный чёрным крепом...

Но ветер оставит эхо, плывущее вниз по рекам».

Помимо иностранных, Елена Игошина представила картины наших соотечественников. Это классическая живопись Валентины Маркушиной («Речной пейзаж»), пленэрные работы эстета и интеллектуала Романа Белянина (волжские берега и просторы, а также старинный дворик на Кутякова – всё писалось, невзирая на погоду!). Живописные этюды Романа – это отсылка к шедеврам старых, дореволюционных мастеров с их тщательной манерой проработки мельчайших деталей пейзажа, реалистичным видением изображаемых объектов и точным подбором цветовой палитры картины.

Также в коллекции представлены марины Али Гаджиева, достойного последователя Айвазовского и Боголюбова. Волна, пронизанная светом, привлекала зрителей и вызывала желание дискутировать.

Я обратила внимание на диаметрально противоположные работы Евгения Сухарева (агрессивный, динамичный «Бокс» и мягкое, лиричное, в лилово-сиреневой гамме полотно «Двое»). Отдельно выступал авангардистский натюрморт с ландышами. Небольшая картина Алисы Игошиной – изумрудный «Водопад», фантазия на тему прерий Амазонки – впервые демонстрировала публике творение этого автора.

Собственно экзерсисы Елены Игошиной – лесные первоцветы времён самоизоляции, ивы в горпарке и необычная вариация на тему творчества Павла Кузнецова. На фоне серых хвалынских изб изображены румяные яблоки, сочный виноград, по-восточному яркая расписная керамика. Всё это эмоционально, выпукло, фактурно. Самобытный и праздничный ярмарочный натюрморт. И тут же, рядом, отсылки к французским импрессионистам, портреты дам в стиле Тулуз-Лотрека. И много других работ разных саратовских мастеров, не всегда известных, но стильных и живописных. Елена пояснила, что её задачей на этом фестивале была пропаганда искусства саратовских мастеров, закрытых на длительное время в мастерских и на дому, чьи выставки законсервированы в разных залах или успели открыться на очень короткое время, или не состоялись вовсе по причинам всем известным, от авторов независящим.

Немного поодаль, в санитарной дистанции, я заметила выставку картин известного культуролога и художника Бориса Глубокова. Тематика его работ в акриле и масле — храмы Вологодчины, цирковая серия, юмористические симпатяги «кисюли», остромодные вне сезона, и комедианты на подмостках. Необычным был портрет балерины в сценическом костюме, с бабочками в левом уголке полотна. На вопрос, что означает сия аллегория, Борис ответил, что бабочка – это душа балерины, её внутренний мир. А картину он писал, вспоминая «Молчание ягнят».

Светлана Маковская, известная в городе как портретист, ввиду запрета на близость не имела возможности порадовать гостей своими быстрыми шаржами, и представила только полноформатную картину «Дубы», с узнаваемым саратовским пейзажем.

Куратор творческой группы художников – а их было более 50 человек – Мария Карбышева, представила несколько заметных, ярких разноплановых работ. Среди них выделяю изображение архитектурного шедевра Антонио Гауди в Барселоне.

Директору АНО «ПРСО» Леонову С.Г. выражаю благодарность за достойное проведение столь масштабного мероприятия в непростых для страны условиях — между прошедшим и уже обещанным федеральной властью карантинами. Участники мероприятий были снабжены антисептиками, масками, выдерживалась дистанция между выставочными зонами. Экскурсии, концерты и мастерклассы прошли в режиме он-лайн на сайте Палаты ремёсел.

Люди, измученные долгой принудительной изоляцией, «изголодались» по пище духовной и в радостном, приподнятом настроении двигались от площадки к площадке, задавая вопросы участникам фестиваля и приобретая полюбившиеся предметы ремесленников и картины художников. Несмотря на суровую погоду, похолодание и шквальный ветер, праздник состоялся и согрел души горожан теплом творчества и мастерства.

 

Татьяна Крылова, фотографии: Павел Кветный, Александр Ермилов, Алексей Досков, Елена Игошина

  • Просмотров: 822

Яндекс.Метрика