Рыцарь мечты Виктор Борисов-Мусатов и символисты

В историческом здании Радищевского музея 18 сентября 2020 года открылся всероссийский выставочный проект, посвященный 150-летию со дня рождения Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова. Одновременно здесь же проходит выставка «Где цвели «голубые розы» …», где представлена живопись и скульптура русских художников-символистов из собрания Валерия Дудакова и Марины Кашуро (г. Москва).

В экспозицию первой с начала 1970-х годов персональной выставки художника вошли больше сотни произведений живописи и графики. На родину художника временно "вернутся" "Окно" и "Майские цветы", "Гармония" и "За вышиванием", "Агава" и "Венки васильков» и фотоэтюды Борисова-Мусатова. На выставке представлены произведения из Третьяковской галереи (Москва) и Русского музея (Санкт-Петербург), Саратовского художественного музея имени Радищева и шести региональных музеев - из Астрахани, Кирова, Курска, Самары, Перми и Чебоксар.

Проект реализуется на средства гранта "Российского фонда культуры", представленного в рамках нацпроекта "Культура" при поддержке Фонда президентских грантов, Общества друзей Радищевского музея.

Любимцы богов умирают молодыми, сказал Плавт. Всего 35 лет было отпущено одарённому человеку, рождённому в одно время с вождём мировой революции Ульяновым. К счастью, большой смуты не познавшему. И в суете слома эпох сумевшему оставить потомкам нежные и романтичные произведения.

Музейщики считают его создателем саратовской школы в отечественном изобразительном искусстве. Споры том, что есть саратовская школа, идут периодически среди саратовских художников, наших современников. Музей открыл А.П. Боголюбов, училище при музее создал, основы для саратовской школы заложил, образцы европейской живописи предоставил, российских мастеров работы привёз и всеобщему обозрению открыл. Всё так.

Но, именно Борисова-Мусатова европейские искусствоведы видят в двадцатке выдающихся художников XX века, считая его мастером, чьё творчество предвосхитило расцвет русского символизма. Редко экспонировавшиеся в России, его картины приводили в восторг парижскую публику. Национальное общество искусств Франции сочло за честь пригласить его в свои ряды. Он не описывал конкретную эпоху, смешивая причёски и стили в одеждах. Замершие на мгновение фигуры в композициях его картин в неярких тонах оставляют нас вопрошать и недоумевать о дальнейших действиях, развития сюжета не предполагается. Отсюда тонкая печаль его утончённых героинь. Виктор писал Прекрасное во времени зыбком и неудержимом.

Виктор Мусатов родился в 1870 году в Саратове. В три года мальчик ушиб спину, и у него начал расти горб. Преодолевать жизненные трудности Мусатову помогала живопись. Позднее он писал: "Когда меня пугает жизнь — я отдыхаю в искусстве".

В 1884 году Мусатова отдали в Саратовское реальное училище. Точные науки мальчику плохо давались, но по рисованию всегда были отличные оценки. Художники-педагоги Василий Коновалов и Федор Васильев отмечали талант юного ученика и советовали ему отправиться в Москву. В 1890 году Виктор Мусатов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Через год он перевелся в Петербургскую академию художеств. При поступлении он представился Борисовым-Мусатовым: вторая фамилия была производной от имени деда — Бориса Мусатова. С тех пор художник так и подписывал свои картины. В 1898 году уезжает в Париж, где учится у Фернана Кормона. Позднее из-за трудного финансового положения окончательно возвращается на родину. Всего за жизнь художник создал более 75 признанных полотен.

Мы счастливы, что сохранился флигель, где жила семья художника, и есть надежда, что при нашей жизни воссоздадут их жилой дом со статусом музея.

Одновременно в историческом корпусе Радищевского музея открылась выставка «Где цвели «голубые розы» …». Здесь представлена живопись и скульптура русских художников-символистов из частного собрания ведущих коллекционеров страны, специалистов по истории и теории искусства Валерия Дудакова и Марины Кашуро (г. Москва).

Волжане Павел Кузнецов и Петр Уткин, взращённые на полотнах из коллекции А.П. Боголюбова в Саратове, под руководством художников Гектора Сальвинии-Баракки и Василия Коновалова и под влиянием вернувшегося из Парижа Борисова-Мусатова открыли «горизонты живописных знаний и возможностей». Они впоследствии стали идейными вдохновителями объединения «Голубая роза», собравшего вместе русских живописных символистов.

На выставке представлены произведения участников объединения: Анатолия Арапова, Натальи Гончаровой, Николая Крымова, Павла Кузнецова, Александра Матвеева, Николая и Василия Милиотти, Николая Сапунова, Мартироса Сарьяна, Сергея Судейкина, Петра Уткина, Николая Феофилактова, Артура Фонвизина. А так же работы Михаила Ларионова, Кузьмы Петрова-Водкина, тесно связанных с группой символистов. В экспозицию вошли живописные работы и скульптурная ваза Михаила Врубеля.

Выступление Марины Кашуро и Валерия Дудакова произвело на меня неизгладимое впечатление. Рушатся империи, но коллекционеры спасают достояние страны. И, как когда-то Боголюбов, имеют желание подарить музею что-то из представленных в экспозиции работ. «народное достояние должно быть народу доступно!» - с улыбкой произнёс Валерий. И оставил мне свой автограф на чудесном каталоге выставки, коим обладают теперь многочисленные гости музея имени А.Н. Радищева.

У входа неустанно трудились почтовые работники, они гасили штемпелем предлагаемые открытки, изданные ко дню города Саратова, и репродукции в открытках картин Борисова-Мусатова. Подарков было много. Звучала музыка в зале. Гости замирали у шедевров. Вечер удался. Да и сама наша жизнь – дар.

Вы можете убедиться в этом, посетив наш художественный музей.

Елена Игошина, 44 фото автора

  • Просмотров: 832

Яндекс.Метрика