Осенний мотив. Посвящение Виктору Борисову-Мусатову

При поддержке Фонда президентских грантов, Общества друзей Радищевского

 

Радищевского музея. К 150-летию Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова, входящего, по мнению западных критиков, в двадцатку великих мастеров XX века, выдающегося мастера русского живописного символизма, представителя культуры Серебряного века, создателя саратовской школы в отечественном изобразительном искусстве, в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиал Саратовского Государственного художественного музея имени А.Н. Радищева) 22 октября сего года открылась выставка картин саратовских художников.

«Выставка «Осенний мотив. Посвящение Виктору Борисову-Мусатову» продолжает цикл мероприятий юбилейного года, вошедших в программу проекта «Вдохновлённые мусатовской музой». Эстафета поколений, сохраняющих память о художнике В.Э. Борисове-Мусатове» - написала заведующая Музеем-усадьбой В.Э. Борисова-Мусатова, Э.Н. Белонович в пресс-релизе.

Когда художники творческого объединения Института художественной культуры, основанного в 2000 году Владимиром Александровичем Мошниковым, приносили свои картины на просмотр, они испытывали понятное волнение, ведь здесь ещё экспонировались произведения Виктора Эльпидифоровича, Марианны Борисовой-Мусатовой, впервые представленные вниманию саратовцев и гостей города в августе.

Участники этого объединения изучают пластический метод формообразования в традиции Саратовской школы живописи. Заслуженный художник России, В.А.Мошников читает лекции по истории живописи XX века, все вместе анализируют работы известных представителей различных течений, выезжают на пленэры в Хвалынск, пытаются прочувствовать и сохранить живой импульс творчества наших земляков Борисова-Мусатова, Петрова-Водкина, Кузнецова – крупнейших представителей искусства российской культуры.

К этой выставке готовились загодя, выезжали в Зубриловку, писали портреты и пейзажи на природе и в мастерских, строго отбирали работы на показах у Мошникова. Итоговый отбор провела Элеонора Николаевна Белонович. Впервые картины заполнили все три зала небольшой усадьбы. И собрание этих жемчужин впечатляет. Так органично вошли картины наших современников в этот уютный дом! Повеяло прохладой водоёма, ароматами сирени и теплом летних вечеров. Молчание дремлющих деревьев, синие сумерки, кружево теней и образов завораживает и не отпускает.

Я знакома с Мошниковым В.А. более 40 лет. Это увлечённый творчеством человек, подвижник, бессребреник. В его картинах столько выстраданной глубины, опытом выстроенной гармонии цвета, любви и сострадания! Он слышит звуки Вселенной и отзывается добротой каждому своему ученику. Здесь мы можем увидеть его Посвящение Мусатову начала 90-х годов, впечатление от посещения усадьбы Голициных на реке Хопёр, образы светлых женщин в сумраке жизненных коллизий, в охранной гущине природы.

Усадьба в Зубриловке оживает в разнообразных и непохожих друг на друга, но таких притягательных пастелях и акварелях Светланы Лопуховой, Елены Шачневой. Зябко у пруда Елены Мулдагалиевой.

Церковь Голициных полна жизни в натурной картине Алёны Батраевой, написанной этим летом, и в этюде её дочери Алины.

Наталья Леонтьева писала дом Мусатова. Её картины покоряют зрителя тонкой грустью осени. Её портреты графичны, изысканны. А Марина Симонова любит цветущий сад. Сирень кипит в палисаднике.

Туманный, сумеречный, лесной, озёрный Хвалынск раскрывается в мягких, цветных и пастозных работах постоянных участников Хвалынских пленэров Светланы Золиной, Елены Палехиной, Светланы Четверухиной. Символичны и впечатляющи цветные фантазии Ольги Гудковой. Её «Пионы» фантастически красивы, это кисть зрелого мастера.

Легки, прозрачны акварели Валерии Голубевой, Ларисы Фогилевой.

Размыты детали, есть настроение в многочисленных набросках Людмилы Арутюнян. Её «Голубая муза» отсылает к старосветской старине. Напоминают Кузнецова хвалынские тополя Вероники Павлик. Тревожно небо над башней Татьяны Коптиловой.

К старым альбомам возвращают копии картин Мусатова - дамы с портретов Натальи Булаткиной. Достойно выглядят девы на портретах Шачневой и Четверухиной. Представлено творчество Николая Игнатова. Совсем не символично, а очень даже живо написаны пейзажи Натальи Полуконовой.

Не думала, что когда-нибудь смогу увидеть свои картины в сокровенном для меня месте – мемориальном Доме Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова. Не прошло и 60 лет, как это случилось.

Один из самых загадочных и непонятных художников, он всегда непостижимым образом присутствовал в моей жизни. С детства притягивал взор его «Осенний мотив». Таинственное прошлое манило меня не историческим ракурсом, а попыткой вникнуть в суть человеческих отношений. И до сего дня я останавливаюсь у этой картины, не в силах оторваться от простых и понятных образов. Жизнь проходит, загадка не разгадана.

В процессе учёбы были прочитаны биография и отзывы специалистов, пролистаны многократно альбомы с репродукциями картин. Впечатления откладывались в дальнее хранилище души.

Интерес художника не ограничился импрессионизмом, постимпрессионизмом и символизмом. В то время была ещё одна популярная тенденция в искусстве — восточная живопись, которая, возможно, и положила начало мягкой, но точно выверенной линии художника. Создавая свой идеальный мир прошлого на полотнах, мастер пытался передать их внутреннюю мелодичность и ритм. Именно в этом и заключалась главная доктрина символизма — синтез искусств. Приверженцы направления считали, что именно музыка является первоосновой жизни и искусства.

Книгу с автографом Ежовой И.К. «Зубриловка. Надеждино» на серой бумаге, с фотографиями и чертежами от 1979 года храню в своей библиотеке. Вместе с увлечением спортивным туризмом в мою жизнь вошли барские усадьбы по берегам Хопра. И первой, самой значительной была, конечно, зубриловская усадьба Голициных. Неоднократно останавливаясь с байдарками под стенами мельницы у омута на Хопре, мы посещали тенистый парк и с отчаянием и тоской наблюдали разрушение великолепного дворца и приусадебных построек. Призраки несомненно бродили по ветхим лестницам с остатками балясин, хороводились в запущенном саду, кружились у пустого бассейна волшебного мусатовского водоёма.

Мастеру замечали, что одежда его моделей относится к разным историческим периодам, несвязанным между собой. Но главным для него была не документальная точность, а взыскание к ушедшей красоте. Как мы это прочувствовали, покидая последний раз в 2012 году зарастающую усадьбу и разрушенную мельницу...

Выставка оставила у меня прекрасное впечатление. На столике с кружевной скатёркой лежали альбомы художника и Книга отзывов. Суровый сторож стоял у дверей, напоминая о бренном времени. Стих получился нескладным.

 

Я в хороводе сновидений. Округлы, лёгки силуэты.

Спят дерева, от летних бдений сложив листы. Молчат об этом.

Где девы той шаги неслышны, и водоём зеркалит вечность,

Молчит дворец, и небо - в крыше, сияют звёзды в бесконечность.

 

Я у крыльца родного дома. Здесь объяснения не нужны.

Мне всё понятно и знакомо. Речь знаком кисти ненатужно

Художник заменил картиной. И белой розы аромат,

Как парус белый, из картины вновь уплывает. Тает сад...

 

Я благодарна сотрудникам мемориального дома Борисова-Мусатова за сегодняшний вечер. Низкий поклон лично Элеоноре Николаевне Белонович.

Всем музейным работникам. Вне времени, вопреки чему-то вы держите в тонусе жизненные нити, связующие нас с гигантами мысли, гениями пера, мастерами кисти. Их мысли и чаяния становятся понятными и близкими нам, освещают путь, ведут вперёд независимо от обстоятельств.

Я нечасто бываю в мастерской Мошникова В.А. но те счастливые мгновения соучастия, собеседования, соученичества с интересными людьми, с Владимиром Александровичем напитаны теплом человеческого общения, которого так не хватает в суете повседневной жизни. Искренне желаю добра и здравия всем участникам сообщества, их друзьям и всем жителям культурной столицы Поволжья и её окрестностей.

Выставка продолжит свою работу до 13 декабря 2020 года.

 

Елена Игошина, 61 фотография автора (включая 4 фотографии из посещения усадьбы на Хопре), и 1 видеозапись открытия

  • Просмотров: 944

Яндекс.Метрика