Мы любим голубые розы... (Николай Миллиоти)

«Неизвестный Николай Миллиоти» - выставка живописи, графики из частного

собрания Елены Миллиоти (Москва) с 17 ноября 2020 года в Доме-музее Павла Кузнецова (Саратов, ул. Октябрьская, 56).

Мы любим голубые розы.

Когда-нибудь сомкнутся в круг

Души моей цветные грёзы.

И всё понятным станет вдруг

Морозным солнечным днём я второй раз в жизни собралась на 1-минутную выставку картин в Дом-музей Павла Кузнецова. Раньше мне это не удавалось. «Зачем тебе это нужно?» – cпросила дочь, скептически взглянув на мой новый диптих с розой, подаренной на её совершеннолетие.

И отправилась со мной. Солнце сияло, выявляя яркие граффити на старых кирпичных стенах будущей картинной галереи, бликовало на затейливо сваренной железной скамейке во дворе музея, согревало дощатый забор с немногими картинами знакомых художников. Сёстры Арина и Полина Яли, Надежда Шитова, Павел Кветный, непременный участник всех культурных событий Ольга Полиева уже были здесь.

«Посмотри, вот этот чудесный дом мог быть разрушен, если бы неравнодушные люди не собрали здесь художников, фотографов, привлекая внимание власть имущих к проблеме сохранения ценного наследия русской культуры». Дома Павла Кузнецова и Борисова-Мусатова – самые уютные филиалы музея Радищева. И есть ещё над чем работать в ближайшей перспективе. Значит, будем приходить сюда снова в любую погоду. Да это и не в тягость. Сотрудники дома Кузнецова каждый день рождения мастера, 17 ноября, готовят самовар, накрывают стол и собирают гостей в просторном дворике.

Я встала рядом с Еленой Слыщенко, за творчеством которой с интересом наблюдаю много лет. Она принесла свою графику. Вытянулись в линейку за ярким кустарником участники, необычно малым количеством. Самая короткая в мире выставка картин случилась, и знаменитые фотографы, выбирая лучший ракурс, запечатлели «маскерад» на фоне деревянного исторического особняка.

В этом году чаепитие отменили, это понятно. Зато в Доме кино неподалёку я испытала культурный шок. Потрясающий, яркий и образный фильм показал нам автор, режиссёр-документалист Игорь Калядин, предварив им открытие выставки наследия Николая Миллиоти.

Предварил просмотр Игорь Сорокин, Член Ассоциации менеджеров культуры (АМК) и Ассоциации искусствоведов (АИС), первый директор Дома-музея Павла Кузнецова. Он рассказал об успешном поиске сада дедушки Павла Кузнецова, Иллариона, за Соколовой горой, о необычном письме и продолжении кузнецовской истории в его потомках.

Удивительным образом, при участии, видимо, не одного человека, в Россию вернулись живописные работы, графика и дневниковые записи художника, стоявшего у истоков русского живописного символизма, участника объединений «Голубая роза», «Союз русских художников», «Мир искусства».

По инициативе его внучки, ведущей актрисы театра «Современник» Елены Юрьевны Миллиоти и при поддержке Игоря Калядина весной 2020 года в «Доме русского зарубежья имени А. Солженицына» (Москва) открылась выставка «Неизвестый Николай Миллиоти». И второе явление мастера состоялось сегодня в Саратове.

Николай Миллиоти был человеком разносторонне образованным, учился в МГУ (Москва) и Сорбонне (Франция). А до этого в Московском училище живописи ваяния и зодчества сблизился с Павлом Кузнецовым и кругом художников, создавших группу «Голубая роза», с братом Василием участвовал в их первой московской выставке в 1907 году. Эмблему группы, голубую розу, - символ недостижимого идеала, чего нет в природе, - создал художник Николай Сапунов. Так начинался русский живописный символизм.

В пресс-релизе музея имени Радищева А.Н. приводятся слова критика Сергея Маковского о Николае Миллиоти. Он «называл его полотна «вихрями, дождями и россыпями». Красочные феерии, где жили «ангелы Печали», «волшебные розы», «печальные птицы», слышались «звон» и «шум моря» рассеялись с началом Первой мировой войны».

Николай Миллиоти был бравым военным, имел награды, был тяжело ранен, вместе с Максимилианом Волошиным успел поработать в Крыму, охраняя его художественные сокровища. В 1920 году эмигрировал, оставив семью в Москве. И всегда мечтал передать свои картины в наследство «моим мальчикам», но, увы, не смог...

Южная кровь художника бурлила, он много путешествовал, писал портреты, выставлялся, преподавал. Во Франции сотрудничал с С.Дягилевым, М.Ларионовым, Н.Гончаровой. Европейские знаменитости приходили в его мастерскую. Работы приобретали коллекционеры и правительственные чиновники. Создавал декорации и театральные костюмы. По его рисункам удалось восстановить фигурки деревянных марионеток театра Гончаровой после пожара.

Он старался сохранять русские культурные ценности, занимался благотворительностью, — и всегда тосковал. Оставленная в вихре войн и революций Родина оставалась недостижимой... Успешный, талантливый, состоятельный, он нравился женщинам, много работал, ценил любовь и дружбу. Всё изменилось в результате Второй мировой войны. Англичане бомбили Париж. Сгорела мастерская Миллиоти. Он остался нищим, пожилым уже человеком, потеряв в огне картины и вещи, не имея сил и поддержки.

Умер в Париже. На надгробной плите Миллиоти (кладбище Сент-Женевьев-де-Буа) по желанию внучки Елены изображена голубая роза.

Если бы не сильное желание московской внучки, не её любовь к неведомому деду-художнику, не её энтузиазм, ничего бы мы не узнали об этом мастере живописи. Она искала знакомых, ездила за границу, общалась с очевидцами. Поставила памятник. И нашла такого же энтузиаста, человека с горящим взглядом, Игоря Калядина, человека творческого, который так глубоко проникся темой, так проработал дневники Миллиоти, поднял музейные архивы, кадры кинохроники, что фильм получился насыщенным фактами биографии и выразительным. Таким образом замкнулась цепь истории, сомкнулся круг, сложились паззлы не одной судьбы, а многих родов и семей.

Зрители, пребывая в зале на социальной дистанции, задавали вопросы Калядину: Ольга Бельская и Наталья Тараканова, Ефим Водонос и другие. Марина Симонова подарила автору фильма грампластинку, расписанную цветами. Были озвучены дальнейшие грандиозные планы. «Несомненно, фильм получился таким впечатляющим ещё и благодаря голосу за кадром. Кто озвучивал?» - cпросила я Игоря Калядина, когда все потихоньку расходились после беседы. «Я», - засмеявшись, ответил документалист. – «А я никогда не пишу своё имя в титрах. Зачем?»

Не рассказываю о выставке. Есть там дух благородства и особый аромат эпохи, ушедшей, но не навсегда, благодаря Мастеру и подвижникам, нам современным. Всем здоровья!

 

Елена Игошина.

42 фотографии Юрия Набатова, 2 фотографии Алексея Леонтьева, 1 фотография Геннадия Савкина, 1 фотография Алисы Игошиной, 3 фотографии автора.

Видеозапись автора — выступает Игорь Калядин