Сады Борисова-Мусатова. Возрождение. 13.12.20

К закрытию художественной выставки саратовских художников «Осенний мотив. Посвящение Виктору Борисову-Мусатову» (в год 150-летия со Дня рождения художника), 13 декабря 2020 года был приурочен Круглый стол с участниками выставки, под названием «Сады Борисова-Мусатова. Возрождение».

Информация об открытии той выставки здесь: http://zemob.ru/index.php/kultura/kultura-2020/857-osennij-motiv-posvyashchenie-viktoru-borisovu-musatovu-2

В ситуации ограничения массовых мероприятий широкого оповещения в средствах массовой информации о грядущем Круглом столе не было. Тем не менее, художники и заинтересованные лица в некотором количестве собрались в уютном зале Дома Мусатова воскресным днём.

Заведующая Усадьбой Элеонора Николаевна Белонович открыла встречу сообщением, что проект Фонда президентских грантов «Вдохновлённые мусатовской музой. Эстафета поколений, сохраняющих память о художнике В.Э. Борисове-Мусатове» реализован сотрудниками Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева в течение года в полном объёме.

Элеонора Николаевна сказала, что уже можно подвести некоторый итог 20-летней работы музея Мусатова. Закрытие выставки и встреча с авторами работ сегодня – это мини-акция, где ей хочется показать зрителям последовательно, с чего всё начиналось. Цветные фотографии на белом экране сменяли одна другую. Я записываю наскоро пояснения Белонович.

14 апреля 2000 года, к 130-летию со дня рождения Борисова-Мусатова, впервые публике презентовали деревянный домик на фоне кирпичных неэстетичных стен мебельной фабрики.

Год спустя, в апреле 2001 года, видно, что домик ещё стоит на глинистой израненной земле, содержащей в себе по 4 ведра строительного мусора на 1 квадратный метр. (При строительстве фабрики сад Мусатовых был уничтожен). Художники из Балаково привезли 2 куста сирени из небезызвестной усадьбы Паисия Мальцева.

В 2002 году Элеонора Николаевна и Владимир Александрович Мошников сажали вишни-расплётки. Понемногу поднималась зелень вокруг флигеля. Но, «оставалась проблема музеефекации в окружении соседей. Выслушивали советы, как закрыть фабричные стены зелёной маскировочной сеткой или закрасить акриловой краской. Сада ещё не было. Многие размышления о том, как включить воображение посетителей, выливались в уличные акции».

Июль 2002 года, акция «Зелёный остров на Вольской, 133». На фотографии цветок агавы на жардиньерке, робкие побеги винограда и виртуальное «озеленение» кирпичной стены — рисунки всех желающих. Акцию освещало телевидение, коллаж сделал Алексей Кондрашов.

Июнь 2003 года, ученики детской художественной школы «как ёлку, украсили рисунками внешние стены флигеля, превратив их в эксклюзивное пространство». В 2002, а затем в 2004 прошли 1 и 2 Областные конкурсы детского творчества, посвящённые Мусатову. На фотографиях: во дворе много людей, зрителей и участников.

Элеонора Николаевна делится своим мнением, что группа художников под руководством В.А. Мошникова – одна из самых организованных в деле помощи музею. Вот, к примеру, 2008 год, открылась выставка «Летняя тишина», посвящённая Петрову-Водкину.

2009 год, подрастали абрикосы, цвели вишни. «Природа брала своё. Дикий виноград залез на стены фабрики и тянулся к домику. Его зелень создавала красивый фон для графичных фотографий».

2013 год, к тенденции возрождения сада подключилась идея водоёма. «Квинтэссенция июля и человеческого счастья – водоём, как в автопортрете Мусатова с сестрой». Цвели пионы. Выставка картин Марины Симоновой. На мольбертах расставлены работы, символизирующие и сад творческий, виртуальный. Вот детские пленэры с «художественным раздраем, очень великолепным». Студенты художественного училища со своими постановками, «и все рисуют, было бы где приземлиться». Искусствоведы приезжали из Санкт-Петербурга.

2015 год, преподаватель СХУ имени А.П. Боголюбова Алексей Чусляев, с Игорем Виноградовым из Консерватории, рассказ Белонович о Борисове-Мусатове и концерт. Все последующие Ночи музеев играла музыка в доме... Фотографии сменяют одна другую. Сколько людей приняло участие в создании истории музея!

Нынешний год начался вынужденной изоляцией. Не было уверенности, что заявленные мероприятия могут случиться. «Приходите пить чай, пока расцветают сирени...», - приглашал Мусатов друга. Несостоявшаяся майская акция перешла в творческий формат. 26 сентября прошло занятие группы Мошникова в зале Радищевского музея, «в большом коллективе, с наслаждением подлинными вещами». Далее работа продолжилась на экспозиции. Проводились пленэры в саду. Вот детские работы. Дети видели репродукции знаменитой картины Мусатова «Агава», и «невероятно жизнерадостные агавы мы получили на этих занятиях».

«Потом открылась выставка картин группы Мошникова в Доме-усадьбе». В декабре, при продолжающихся ограничениях по численности зрителей в посещении музеев, Елена Палехина организовала акцию ИНХУК плюс ДУХ в социальных сетях: высказывания художников о подготовке к выставке и своём отношении к творчеству Борисова-Мусатова. Элеонора Николаевна улыбнулась и сказала, что «эти страницы уже вошли в историю. И вписались в прекрасную историю проекта «Сады Борисова-Мусатова. Возрождение».

После просмотра фотографий она пригласила художников к обсуждению выставки. И каждый коротко высказался о своих впечатлениях при работе над картинами.

Марина Симонова призналась, что год был тяжелым для неё. Но однажды, до первых капель дождя, она успела написать куст сирени. Искренне и прочувствованно. Она «увидела нежные-нежные оттенки цветов, свойственные Борисову-Мусатову, и яркую зелень. Поймала эти оттенки спонтанно». А после, сбежав от непродуктивных занятий, «писала шиповник, и с таким наслаждением окунулась в июньское настроение, в свежую зелень, не успевшую запылиться».

Ольга Гудкова поделилась, что они со Светланой Золиной ездили весной под Лысые горы в поисках мотивов Борисова-Мусатова. Разрушенный барский дом в густых посадках с проложенными дорожками привлёк их кустами сирени. С мая начали отсчёт и продолжали готовиться к выставке всё лето. И побывали в Хвалынске.

Светлана Золина рассказала, что «постоянно продумывала идеи, но не работалось. Со снятием ограничений работа пошла». Она очень благодарна музею за задумку этой выставки. Времени только, как всегда, не хватило. «Состояние Борисова-Мусатова всегда внутри, оно никуда не уходит. Обдумывание пространства света, как и к Кузнецовской выставке, возможность найти соответствующие параллели, эта безграничная возможность погружения» наполняли жизнь Светланы в этот период. «Мои работы – это Городской парк, где растут прекрасные ивы. Это отражение детских ощущений от раннего Горпарка, не перегруженного, как сейчас. Писались в течение месяца шариковой ручкой схемки, а дома случился акриловый выплеск. Акрилом я работаю как акварелью. Пространство – сложная вещь, и возможность понять это мне дорога». Светлана сказала, что эти её три картины создавались независимо друг от друга. На что Элеонора Николаевна заметила, что они сразу же сложились в триптих, и ей казалось, что это Хвалынские пейзажи: «Помните, эта колдовская часть Хвалынских «Черемшан», где Мусатов задумывал «Изумрудное ожерелье»? В Светиных прудах хорошо передано это настроение. Да, и ещё лодка, как физическое присутствие Мусатова в Горпарке, ведь он писал там».

Елена Палехина задумчиво произнесла: «С одной стороны, это сложное время, но оно созвучно сейчас мироощущению Борисова-Мусатова в его самоизоляции. Я прочла его это письмо. Изоляция как повод осмыслить себя, что-то нужное тебе для данного момента. Для чего-то это всё предназначено. Эта выставка для меня не то что праздник. а возможность поработать над саморазвитием. Любая сложность имеет не только минус, но и плюс. Ведь Борисова-Мусатова не понимали, и в прессе гнобили, но он ощущал «себя внутри», раскрывал свой собственный мир». Вспомнились слова Владимира Станюковича: «Дни пустыни, когда Борисов-Мусатов выходил к «Гобелену», он соткал его сначала внутри, ограничил себя и погрузился в работу».

Элеонора Николаевна добавила: «Искусствовед пишет глазами вслед за художником. Нужно каждый раз что-то читать, изучать, и мир Борисова-Мусатова раскрывается вокруг тебя. Открытия в нём будешь делать не переставая».

Людмила Арутюнян рассказала, что «сначала воспринимала погружение в тему как малодушное бегство. Но попытка укрыться выросла в попытку сделать что-то своё, прекрасное, создать пространство, существующее параллельно всему негативному и плохому, что окружало нас в этом году».

Елена Игошина поделилась своей историей осознания наследия Мусатова и его вклада в мировую культуру, в том числе благодаря лекциям Мощникова В.А.по истории искусства в СГТУ имени Гагарина Ю.А. на кафедре «Дизайн архитектурной среды». «Художник имел счастье погружения в Уходящую эпоху. Вся история его жизни очень трогательна и не оставляет нам повода для грусти. Он был подвижником, творцом, историческим реконструктором. Мои картины – это только проба кисти, прикасание к цвету. Они отражают мироощущение робкой ученицы, взирающей снизу на яркий отблеск Небесного сада в картинах любимого мастера».

Элеонора Николаевна оставила проектор и подошла к картинам: «Яблоки Лены Игошиной на столе в беседке сочетаются с камерностью работ Мусатова, он писал «Окно» и крыльцо дачи». Ленины июньские полыхающие цветы помогли зарифмовать композицию с сиренью Марины Симоновой. Акварель Оли Гудковой в зале графики сочетается с работами Борисова-Мусатова, он тоже писал акварелью». И, вспоминая перипетии судьбы художника, привела слова самого Борисова-Мусатова: «Чтобы доказать своё, ты должен показать не мягкость морской звезды, а твёрдость стали».

Ольга Гудкова напомнила, что заканчивается третий год тематической работы: Кузьма Петров-Водкин – Павел Кузнецов – Виктор Борисов-Мусатов. «Эта работа очень хорошо нас мобилизовала. Что будем делать дальше?»

Элеонора Белонович ответила: «Эта выставка может рассматриваться как возможность летней акции, как эскиз, эпиграф к тому, что может произойти в дальнейшем. Всё встало на свои места. Последние годы мы потратили на восстановление усадьбы. И в перспективе у нас есть возможность высказаться. Если заранее собраться, можно сделать небольшой фестиваль, и останется на память фотография «сада, цветущего, как мир».

Художникам было очень приятно получить от Э.Н. Белонович благодарственные письма за подписями генерального директора радищевского музея Л.Л. Калининой и председателя СРООРСФ «Общество друзей Радищевского музея» Е.В. Галактионова, а также печатные сувениры.

 

Елена Игошина, 25 фотографий автора и Евгения Сухарева

  • Просмотров: 931

Яндекс.Метрика