V фестиваль современного искусства у Романа Белянина

Сразу скажу, мне нравится это место. Когда мы идём по скользкому Астраханскому скверу в сторону Сенного рынка, где давным-давно прошла часть нашего с братом детства, я вспоминаю блестящий снежок по краям тротуара, желтоватый от света круглых фонарей. Снег пушистый, он оседает на ресницах и краях шарфа, им укутан рот малышей в шубах.

Скрипит под полозьями санок и под твёрдыми галошами на валеночках. Ясно и морозно. И волшебный, вкусный аромат маслянистых семечек, он есть всегда, смешанный с запахом осенней листвы, и в жару он такой же бесподобный, вкуснейший запах детства. Кирпичные резные стены старинного маслозавода остались только в памяти...

Полезное во всех отношениях здание сменила вполне себе симпатичная длинная коробка, замануха для молодых и праздношатающихся сограждан. Центр досуга сместился в сторону кинотеатра с фудкортом. Без перекуса никак! Пройдя ряды примерочных, отчаявшись найти что-то интересное, в очередной раз убедилась, что мы ничем не хуже заграницы. Те же квадратные мешки платьев из синтетики, что в Ницце и Мадриде. В лучшем случае, вискоза. Или безразмерный спортивный шобол из хлопка. Только французов рисунки на майках призывают учиться в Америке, а испанки, видимо, любят голые плечи и мини без определения талии. Старею медленно. Ворчу, но многое помню. Говорили, что в одежде американской армии было запрещено смешивать лён и хлопок. Неполезно это для здоровья. У нас такая категория в молодёжной одежде совсем не рассматривается. Так же, как в Ницце, юнцы примеряют махры, не читая мелкий шрифт на бирке. И дамы в Корт Инглез Мадрида просто прикладывали вешалку к телу. Безмятежно доверчивы и верят в вечную жизнь. Впрочем, маски на лицах возвращали меня в современную реальность. Какая вечная жизнь? Народ шарахается от соседей в подъезде. Смерти не боятся, боятся друг друга. Знать не знали такого ковида, был он и был для спецов, нам-то знать зачем?

Так я бродила по галереям, имея ввиду одну конкретную цель. Она не определялась. Толпа не становилась реже. В просторных коридорах чего только нет! Огромное количество рукотворных кукол можно разглядеть в рядах новогодней ярмарки. Тут же и масса сувениров с актуальным во все времена мылом всех мастей и видов. Мастера постарались. Потолки украшены, всё сверкает и отвлекает от бед. А Торговый центр явно пострадал от весенних самоизоляций и закрытий. В прошлом году подарки из местных покупок заворачивали бесплатно. Ёлки в разных местах, но главная – на втором этаже, по пути к кинотеатру. Это место встречи с единорожками – эмблемой ТЦ 2020 года. Единорога обещал изобразить художник Роман Белянин в своей галерее. В этом году ему удалось открыть уже V фестиваль современного искусства. Но, где это чудесное место? Потянуло горелым маслом. Откровенно запахло едой. Впереди показались ряды столов. Это трамплин пред взлётом в киношку. Место успокоения растревоженных шопингом граждан. Место свиданий, наконец, и обсуждений грандиозных проектов, где денег заработать. Да, и такое встречается.

Взгляд скользнул по стойке с мандаринами и зацепился за угрожающе чёрный манекен, блестящий в витрине напротив. Я нашла его! Это опознавательная мета. Символ всего и вся, человек голый и неживой. Его можно наполнить любым содержанием. Зал галереи полупустой. В дальнем углу зажата стройная фигура Арт-директора. Произведений вокруг немало. От небольших по формату работ старых мастеров до полотен современных художников. Я обошла всю территорию и поговорила с Романом Беляниным. Он всегда прост и доступен в общении. Охотно откликается на малейший вопрос посетителей. Роман рассказал о представленных авторах и своих первых впечатлениях о трёх днях работы галереи. Главное его открытие: пока нет QR-кодов на картинах, нет и бирок с фамилиями, зрители не знают, насколько титулован автор, и отдают свои симпатии непредвзято, рассматривая подолгу то, что понравилось или зантриговало. «И где все те эполеты? – воскликнул Роман Александрович. - Всё встаёт на свои места». Его манера подтрунивать над шедеврами современного искусства и собой, как художником, в первую очередь, мне хорошо знакома. Не ведусь.

Потом заходила в галерею ещё не раз. Она наполнялась новыми посетителями. Какие-то работы добавились. Настроение в зале менялось. Роман следил за исполнением санитарных норм: «Больше трёх не собираться». Девчонки фотографировались у шахматной доски. Дамы в строгих длинных платьях замерли у тёмного портрета, где видны были только изящные руки: «Вот это можно повесить у себя дома». Гобелены под потолком скрывали обрывки проводов – следы эвакуации прежних хозяев павильона. «Прошу художников немного постараться, ведь Новый год приближается, и Рождество! Можно принести фигурки ангелов из белого картона, инсталляции на тему ёлочки». Роман грустно улыбается. В организации фестиваля много физической работы и мало помощников. Скульптуры старых мастеров трудно доставить из высокогорья. Машина не поднимется. Указателей у входов нет, не всем удаётся добраться в галерею, не махнув рукой от усталости в крутеже по залам. Но уж кто найдёт, не пожалеет!

Отбор произведений здесь происходит по чёткому плану Белянина. Ему хочется показать срез современной жизнедеятельности художников, фотографов, скульпторов. Я никогда не знаю, какие открытия тут совершу. А что-то хорошо знакомо и предсказуемо, у Белянина есть свои любимчики. Сознательно не привожу фамилий авторов представленных шедевров. Оставляю для вас момент сюрприза. Приятно было видеть гобелен моего преподавателя в ДХШ Натальи Никифоровой. Старое дерево у Кати Тацохиной. А что-то даже очень раздражало. Сочувствую сама себе.

Вот так и Роман Александрович Белянин, не выпячивая своё творчество, старается показать, часто меняя экспозицию, максимум из возможного на современном рынке искусства, порой превозмогая наверняка собственное отторжение предлагаемого материала. Так, честно скажу, и мне не раз было отказано в возможности показать свою живопись и графику, но вдруг иногда что-то просачивалось на прочную стену временного убежища Арт-галереи. «Современного искусства нет!» - любил он восклицать в прошлом году. Сколько продлится счастье в этом, никто не знает. Ведь запреты рождает не трезвый рассудок, а иные неведомые требования сверху. Во всяком случае, все весенние закрытия развлекательных учреждений не привели к окончанию гриппозной истории. Грипп – это простудное вирусное заболевание, как его ни назови. Вирус маской не остановишь, он летает, где хочет, и дома найдёт, как нашёл немало домашних затворников в этом году. Но у нас ведь, как в столицах, всё по подобию.

Всё же хочется верить, что и в новогодние каникулы гости сделают много открытий в галерее Романа Белянина. И смогут сделать себе подарок живописно-графический. В скульптуре таки или гобелене. Всем здоровья!

 

Елена Игошина, 26 фото автора, слайд-шоу

  • Просмотров: 820

Яндекс.Метрика