Саратовские художники. Возвращённые имена

Презентация книги Алексея Голицына с этим названием прошла 28 мая 2021 года в музее Радищева А.Н. (здание Биржи). Уникальная книга о судьбе саратовских художников в суровые годы XX века досталась на презентации практически всем присутствующим в зале людям. Она издана Обществом друзей Радищевского музея на средства Фонда

 

президентских грантов и не подлежит продаже. Тираж чуть более 400 экземпляров. Можно будет ознакомиться с ней в крупных библиотеках Саратовской области, учебных заведениях, или получить из рук автора.

Журналист, краевед, глава Градозащитного совета области, Алексей Александрович Голицын много времени отдал работе с архивными документами. Значительную часть книги занимают редкие фотографии и репродукции около сотни произведений живописи и графики, из музеев Саратова, Вольска и Ярославля. Значительная их часть опубликована впервые. Это фотографии братьев Леонтьевых из мастерской скульптора Николая Горшенина; фотографии живописца Фёдора Корнеева из уголовного дела; снимки Юрия Зубова из семейного архива; графические листы Валентина Юстицкого, Александра Скворцова, Ивана Щеглова, Фёдора Русецкого и другие свидетельства истории.

Как пишет в соцсети Анна Береснева, «всё началось в 14 году… а может, и раньше. О том, как долго, трудно, нервно, захватывающе интересно, отчаянно и безнадежно, а потом с надеждой, с неверием в эту надежду, но с уверенностью в том, что все преграды необходимо преодолеть, Алексей Голицын шёл к созданию книги… До сих пор не верится, даже когда она, тяжёлая, лежит на коленях…».

Предваряя выступление автора, сотрудник музея Елена Дорогина сказала о колоссальных затратах и трудах автора в процессе работы над книгой, о вступительной статье Ефима Водоноса и тексте Галины Беляевой по реконструкции памяти, о сотрудничестве с музеями, где представлены работы упомянутых художников.

Алексей Голицын начал рассказ с того, как, работая в журнале «Волга», он ознакомился с мемуарами Николая Кирюхина. Рукопись (501 машинописная страница) сохранилась у родственников Николая Кирюхина. («Страшные годы. Пережитое». Публикация Наталии Веденеевой. Примечания Сергея Боровикова, Алексея Голицына и Марии Салий, журнал «Волга», номер 11, 2014). Масса саратовских людей пострадали в 1930-е годы. Имена их общественности часто неизвестны. А иные выжившие спрятались, остались в забвении. На одной из выставок картин в Областной думе он спонтанно обсудил с Галиной Беляевой цикл публикаций на эту тему. Произведения репрессированных художников были доступны. Были задействованы архивы ФСБ (основной объём материалов книги), Государственный архив Саратовской области, Государственный архив новейшей истории Саратовской области, архив Радищевского музея, частные архивы Саратова и Москвы. Потом (1 октября 2020) в музее Радищева была открыта выставка «Саратовские художники. Возвращённые имена». В результате появилась книга. Будет функционировать сайт. Голицын также рассказал, что в архивах выявилось бесконечное количество ужасов, взятых ниоткуда и ничем не оканчивающихся. Ему было очень тяжело морально. Нелепые истории, страшное продолжение – он всё-таки жил надеждой, что всё это кому-нибудь нужно. Ведь эти люди жили, их творчество было востребовано. Своим трудом отдавал Алексей дань их памяти. Работа над книгой была детективной. Надо было представить художников широкой массе читателей из пластов многоуровневой лжи архивных документов. Думал, что он всё понял в историческом контексте. И вдруг выходит текст Галины Беляевой с интерпретацией, отличной от его текста. Это было неожиданно. В будущем, добавил он, возможна работа над темой более грамотных специалистов, историков, искусствоведов. Появится новая информация о том, что в действительности происходило в квартирах художников, иных местах их обитания. Видеоряд их картин очень важен, но, листы следственных действий могут быть более информативны и впечатляющи.

Алексей Александрович провёл краткий экскурс по книге. Называл имена основных персонажей, их одиннадцать: Франц Весели, Николай Горшенин, Виталий Гофман, Юрий Зубов, Фёдор Корнеев, Борис Миловидов, Фёдор Русецкий, Александр Скворцов, Константин Частов, Иван Щеглов и Валентин Юстицкий.

Истории жизни различны, и наказания они отбывали неодинаково. Времена разнились. Система наказаний развивалась то в сторону ужесточения, то в сторону смягчения. Заточение кто-то познал на себе не по одному разу. Не сломался и продолжал жизнь в творчестве. Как недавно всё это было, на самом деле! Какие люди жили неподалёку! И живы ещё те, кто с ними общался. Всё это вы узнаете из книги.

Старший научный сотрудник музея Галина Беляева выступила с благодарностью всем музейным работникам. Она сказала, что основной целью книги была публикация документальных материалов. И это только первые подступы к реализации огромного пласта информации. Есть разные точки зрения, и новые интерпретации возможны.

Нужен отдельный семинар, чтобы обсудить истории конкретных персонажей книги. Память кратковременна, она формируется не одним человеком, конструируется не одной инстанцией. Все музеи — государственные, и государство сохраняет память о художниках.

Музейные работники не всегда первооткрыватели (Весели и Зубов открыты Голицыным). Не было информации в открытом доступе. Чьими руками собраны материалы? Несколькими поколениями музейных работников. Они фактически участники этого проекта. Многих уже нет. Например, Наталья Свищёва, она близко общалась с Гущиным и Юстицким в детстве, затем работала с фондами. Главный хранитель Альбина Михайловна Симонова много сделала для внесения имени Юстицкого в мировое сообщество художников. При этом не имея возможности ссылаться на первоисточники – его лагерные письма. И это тоже были моменты вынужденной лжи. На примере людей, переживших слом эпох, как Щеглов – как и мы – нам интересно знать, что они думали? Как выжили, со своей системой ценностей? При всей формализованности протоколов — они разные! – видно, как эволюционировала система. Её противоречия можно проследить даже в этой микроподборке. Пока тема задета только по касательной, верхний слой информации. Впереди много работы для новых исследователей.

Да, художники живы в своих произведениях.

Как значится в пресс-релизе музея имени А.Н. Радищева, «Имена одних из них сегодня достаточно часто появляются на афишах выставок в Саратове и за его пределами. Несмотря на аресты и лагерные сроки, эти мастера оставили яркий след в истории изобразительного искусства города и сумели внести большой вклад в сохранение и развитие художественных традиций города. Творчество других известно лишь узкому кругу знатоков и любителей искусства. О третьих даже специалистам до последнего времени не было известно практически ничего. Публикация ранее неизвестных фактов дает возможность не только осознать трагические обстоятельства индивидуальных судеб, но и более отчетливо представить сложный исторический контекст 1930-х – 1950-х годов».

От себя добавлю. Хвала авторам книги. Сильна страна, открывая свои архивы. Осознавая и принимая пройденные уроки истории. Много в мире лжи, но важно понимание и прощение. Нужно жить дальше.

Елена Игошина, 15 фото автора