Татьяна Крылова: простить убийцу!

Всегда радуюсь, когда получаю приглашение в театр, тем более редко мною посещаемый (была разок до пандемии): я про театр-студию «Театралика». В прошлый раз смотрела детей на спектакле «Гадкий утёнок»), а 25 июня 2021 года игрался спектакль «Королева красоты» по пьесе Мартина Макдонаха с взрослыми артистами в ролях. Перед просмотром

прогулялась по Детскому парку, где в старинном здании, уцелевшем от дореволюционного храмового комплекса, и находится театр. В аллеях парка созрел тутовник и его тёмно-вишнёвые ягоды осыпались на землю. Бродили возле ветлечебницы коты, прикормленные работниками заведения. В условиях одуряющей жары, когда вот-вот расплавится асфальт, дети резвились и подставляли разгорячённые тела под струи фонтана. Подростки стремились сделать смешные фотоснимки, засовывая по очереди головы в разинутую пасть гигантской каменной жабы. Всё мирно и жизнеутверждающе... «А что сотворит театр с неоднозначным Макдонахом?» - с опаской подумала я. Ведь кровожадные пьесы драматурга, обличая ханжескую мораль, привитую католическим воспитанием, изобилуют садизмом.

Попав в тёмный, «обряженный чёрным крепом» (Ф.Г. Лорка) зрительный зал, полностью отрешилась от мирской суеты... На сцене показан дом, где редки гости, где одуряющий запах мочи, где не нужны красивые предметы интерьера, а белоснежное платье швыряется в пыльный угол как вещь чужеродная в очаге хаоса. Там время тягуче и неповоротливо. Вечные добровольные узницы этих стен: мать и дочь, палач и жертва, чьи роли постоянно чередуются. Стены вобрали в себя одиночество, боль и ненависть. Несчастье фатально и неизбежно как рок! Возможно, персонажи пьесы сами прокляли друг друга, но сорокалетняя дочь всё ещё хочет любить и решается на это...

В камерном пространстве артисты играют на расстоянии вытянутой руки и возникло ощущение, что происходит трагедия не театральная, а общечеловеческая. А ты — не зритель, а свидетель семейных распей. Режиссёр и актёры глубоко исследуют затаённые, теневые, обычно тщательно скрываемые закоулки человеческой души. В основе пьесы фактологический материал о шизофреничке, в бреду убившую свою мать, талантливо переработанный автором. Режиссура Анжелики Лозановски держит зрителя всё действие в психологическом напряжении, заставляет глубоко сопереживать неправедным персонажам и, несмотря ни на что, вынести им оправдательный вердикт! Мне кажется, что цель её режиссёрского труда — это прощение зрителем непорочных персонажей. Музыку, создавшую тревожно-лирическое настроение, точно и со вкусом подобрала та же режиссёр-постановщик.

Работа над возобновлением готового ещё до пандемии спектакля заняла около трёх месяцев. Удачны переходы от циничных, жёстких сцен, изобилующих бранью, - к мягким, эротичным и чувственным сценам. Удачна трактовка образа исполнительницей главной роли Юлией Коньковой — бегство в мир иллюзий, затем сцены безумия, насилия и убийства матери её героиней. Может ли одна ночь любви согреть одинокую женщину? Наверное, да, если ночь эту ждёшь 20 лет. Партнёр её по красивым, накалённым страстью и вожделением сценам, потрясающий Николай Рамзаев. Также в спектакле заняты Ксения Орестова и Галактион Королёв. Спектакль есть провокация, потрясение, безусловное событие в культурной среде города.

Лозановски — режиссёр, заставляющий зрителя думать. В череде оглупляющих пьес, идущих на саратовских подмостках, эта постановка — прорыв и яркая путеводная звезда на театральном небосклоне.

 

12 фотографий Ольги Кочедыковой, слайд-шоу