Татьяна Крылова: пандемия и «Отверженные»

Направляясь на закрытый прогон спектакля по мотивам романа Виктора Гюго «Отверженные» на Малой сцене Саратовского государственного академического театра драмы им. И.А. Слонова 9 ноября 2021 года, думала: «Наверное, время сейчас тревожное: театры берут в работу мрачный, тяжёлый материал» (ещё один пример — премьера в Академическом ТЮЗе Киселёва спектакля «Шекспир. Диалоги», состоявшаяся 29 октября).

«Отверженные» - это дипломный спектакль театрального института СГК им. Л.В. Собинова, художественный руководитель курса народный артист России Григорий Аредаков.

Увиденное на сцене опровергло мои изначальные предположения о беспросветной мрачности спектакля, в чём безусловная заслуга автора сценической композиции и режиссёра-педагога, Заслуженного артиста России Виктора Мамонова.

Жанр постановки авторы обозначили так: «прикосновение к мюзиклу». Звучит как дуновение лёгкого ветерка, доносящего издалека мелодию... романтично!

Инсценировка романа Мамоновым, безусловно, включала в себя драматичные сцены каторги, трактира, уличной проституции и кровавых боёв на улицах Парижа. Но, акцент автор сделал на иных сценах. В частности, на многоплановой любовной линии, где присутствует любовь во всех её многогранных проявлениях: отца к дочери, мужчины к женщине и так далее, что безусловно соответствует стилю романтизма, в котором написаны произведения В. Гюго. Интересно, что, по мнению биографов, в основу сюжета романа лёг реальный случай: писатель видел, как арестовали человека из-за кражи буханки хлеба. Даже в завещании Гюго писал: «Оставляю пятьдесят тысяч франков бедным... Прошу все души политься за меня. Верю в Бога».

Надо отдать должное постановочной группе — спектакль способствует наилучшей демонстрации достижений студентов, а именно, сценического движения и речи, тонких психологических наблюдений, ярких характеров персонажей, умения танцевать и петь. Курс в профессиональном плане очень сильный.

Как в лучших традициях античного театра, главным действующим лицом постановки стал хор! Артисты исполняли свою партию и затем, не уходя со сцены, сливались с массой хористов, продолжая работать в команде, показывая навыки партнёрства, сыгранности. Браво!

Искренне жаль, что спектакль представлен не на Большой сцене театра.

Художественный руководитель постановки Народный артист России Григорий Аредаков. Художник-постановщик Юрий Наместников.

Музыкальный руководитель Татьяна Цой.

Хореограф Алексей Зыков.