Сергей Дворников: эпигонство – бич искусства и жизни

«Оммаж VS Эпигонство» - тема второго в последнее время диспута, организованного Сергеем Дворниковым, председателем СРОО «Творческий союз художников». Состоялся он 17 декабря 2021 года в «Земском обозрении. Почему выбрана эта тема? Московские коллеги Сергея Дворникова, когда он недавно затронул аспект эпигонства в искусстве, заявили,

что устали: эпигоны везде. И, если раньше те работали руками, то теперь на помощь пришли технические новшества. То есть, картина делается в электронном виде, а поверх распечатки наносятся мазки краски. И это – искусство?

Напомню, что тема первого диспута: «Подражание и копиизм». Соответственно, «Оммаж VS Эпигонство» - следующий этап пути.

- Если подражание и копиизм заслуживают внимания, - делится Сергей, - ведь работа с копиями – процесс обучения, то с эпигонством всё иначе. Оммаж и эпигонство – диаметрально противоположные понятия. При этом для людей, не владеющих сутью вопроса, они иногда остаются идентичными. Давайте разберёмся. Оммаж – французское слово, означающее «признательность, дань уважения». Подражание оммажиста – это проявление уважения к другому творцу мира искусства, будь то художник, музыкант, литератор. Яркий пример – Пабло Пикассо и Рой Лихтенштейн. Рой в качестве отправной точки взял цикл с быком Пикассо, пропустил через себя и сделал свой вариант. Но, он не повторял работы Пабло Пикассо один в один, не выдавал за свои — а именно так поступают эпигоны. Эпигонство, - продолжает Сергей Дворников, - сейчас очень распространено. Оно не только в искусстве, но и во всех сферах жизни. Я различаю два понятия – эпигонство и эпигонизм. Последнее – более наглое эпигонство, нахальное. Эпигоны, копируя чужую работу, убирают подпись автора и подписывают своим именем, демонстрируют свое авторство. А люди не слишком высокого культурного уровня начинают ими восхищаться.

Сергея возмущает то, что люди выдают чужую работу за плод собственного творчества, а окружающие порой восторженно принимают все это.

Геннадий Панферов, художник, член Союза художников России, расшифровал эпигонство как непрофессиональное подражание. Отношение к эпигонству у него негативное. Хотя само слово считает красивым:

- Оммаж – понятие более широкое, чем копия или подражание. Культурный художник создаёт собственную интересную вещь, отдавая дань конкретному мастеру. Одна творческая, профессионально грамотная личность проявляет уважение к другой творческой личности. Эпигонство же – подражание непрофессиональное. И засилье непрофессионалов в наши дни – характеристика кризиса эпохи, деградации общества.

По сути, подытоживает Геннадий Панферов, профессионалы в наши дни никому не нужны. Требуются всем понятные работы. Труды эпигонов раскупаются государственными мужами, что характеризует их уровень культуры. И этот процесс – продолжение того, что происходило весь ХХ век. Вырабатывалась массовая, понятная всем не понимающим ничего в искусстве, культура – и мы видим её плоды.

Высказался Алексей Тереножкин:

- Есть те, кто делает фокусы, и те, кто знает, как их делать. «Знающий» заявляет: вот сейчас ты сделаешь так, а потом вот так, и мы увидим… Но, вряд ли он сможет сам повторить фокус. Для меня художник – тот, кто делает фокусы. А мы сейчас обсуждаем процесс, как те, кто знает – или думает, что знает – как эти фокусы делают. На мой взгляд, художнику необязательно глубоко разбираться в истории мировой культуры. Рисовать – вот что должно стать его любимым делом. Главное – чтобы он начал рисовать для себя, а не для кого-то, и тогда он может стать художником. Если для кого-то – будет ремесленником.

Эту точку зрения поддержал Геннадий Панферов:

- Есть творческий процесс, а есть производственный – ремесло, намерение рисовать так, как пожелает заказчик. Пикассо говорил, что когда он начинал рисовать, то не знал, что получится в итоге – это творчество. Если делаешь что-то под заказ, то это не творчество и не искусство, это ремесло.

Также высказались по теме Ирина Дубовова, художник, Владимир Гордиас, художник-график, член СРОО «Творческий союз художников», Денис Маркелов, писатель, начинающий компьютерный график. Собравшиеся пришли к выводу о том, что эпигонство – это не искусство, а эпигоны – не художники, а всего лишь ремесленники. И это – проблема современного общества.

Jozzhka