Татьяна Крылова: чужой в саратовском ТЮЗе

На сцене академического ТЮЗа имени Ю.П. Киселёва в Саратове развернулся вневременной сад, заросший дикими травами и буйными кустарниками. Цветущий и романтичный, он может иметь отношение как к дворянской усадьбе, так и к современной даче. Среди зарослей спустя время замечаешь бытовую технику, телевизор, вентилятор... всё это —

декорации к спектаклю «Отцы и дети» по роману Ивана Сергеевича Тургенева (инсценировка Адольфа Шапиро).

Концепция режиссёра Владимира Золотаря (Санкт-Петербург) такова: классику нужно ставить сквозь призму современности, именно тогда она обретёт популярность и будет трогать за душу.

На экране телевизора всплывают картины из фильма Ридли Скотта «Чужой», и это — параллель с Базаровым (Р. Дивлятшин), который как инопланетный персонаж чрезвычайно агрессивен, инороден во всех слоях общества. Набитый соломой пустой чемодан Базарова мне представляется отсылкой к пустой человеческой душе, которая требует заполнения. Базаров — мрачный разрушитель (одно: «Я драться хочу», о многом говорит), он не способен созидать, а страсть к разрушению способна остановить только смерть. Удачна, на мой взгляд, трактовка хищного образа героя (а мне он раньше представлялся милым, положительным!) Русланом Дивлятшином. Но, чужеродный персонаж к концу спектакля становится близок и понятен зрителю! В этом несомненна заслуга режиссёра, он бережно и плавно доводит людей к внутреннему принятию персонажа. Иван Тургенев любил и ненавидел своего персонажа одновременно, вот и режисёр спектакля его любит и боится. Считает, что в каждом из нас есть часть Базарова.

Костюмы в спектакле стильные, современные, но с намёком на эпоху, своеобразная отсылка к модам той поры (художник-постановщик Н. Зубович тоже из Санкт-Петербурга).

Спектакль на меня произвёл сильное впечатление. Внедрение элементов современности в картину ушедшей эпохи сделано мягко, со вкусом, ненавязчиво.

Художник по свету Александр Рязанцев (Санкт-Петербург).

Видео Андрей Лапшин.

 

29 фотографий Михаила Гаврюшова