Через тернии к памяти!

Их редко можно увидеть вместе! У каждого своя жизнь, работа, своё время... Но, есть одно имя, что не только объединяет их интересы, но и заставляет вновь и вновь по крупицам, по фактам, порою по тени истины восстанавливать светлую память гения, учёного, заглянувшего за горизонты не одного тысячелетия, изумительного по своей чистоте человека

— Николая Ивановича Вавилова. Увы, увы, увы… Несмотря на то, что человечество шагнуло в XXI век и пользуется его научными открытиями почти сотню лет, в судьбе учёного ещё очень много неизведанного, передёрнутого или тщательно скрываемого от пристального взгляда потомков.

Сегодня, в солнечный апрельский денёк, у первого в мире памятника-кенотафа великому учёному Н.И.Вавилову, они встретились, чтобы продолжить диалог об увековечивании памяти великого учёного, о том, что и поныне скрывается годами под покрывалом истории, дабы не раздражать власть держащих! Здесь мы и попросили рассказать о своих исследованиям двух вавиловедов–саратовцев, чьи труды хорошо известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Попросили познакомить наших читателей с неожиданным, сенсационным решением в их изысканиях! Пока их двое, пока…

Наталия Михайловна Пантеева – ведущий сотрудник Саратовского областного музея краеведения. Благодаря Наталье Михайловне собрана и систематизирована уникальная коллекция материалов о жизнедеятельности Н.И.Вавилова в Саратове. Многие вавиловеды справедливо считают Наталью Михайловну – душой Памяти Вавилова в Саратове.

Александр Борисович Амусин – журналист, писатель, не один год собирал по крупицам материалы о последних (так называемых смертных) годах великого учёного. И это в советский период, несмотря на жесточайшую цензуру и риск для свободы. Им созданы документальный фильм и повесть о самом трагическом периоде Вавилова, когда от учёного отвернулась Родина. Смерть в застенках тюрьмы, захоронение вместе с отпетыми уголовниками, забвение без права на надежду… Что может быть унизительнее со стороны современников, именующих себя людьми? Убийство гения, торжество спесивых негодяев! В тот период исследования Александра Амусина во многом противоречили официальной трактовке власть имущих. Правду боялись говорить! Ещё бы! За убийство учёного с мировым именем пришлось бы отвечать перед памятью потомков, перед научным миром планетарного масштаба. Сегодня время доказало правоту исследований Амусина, а тогда, десятилетиями, многие факты откровенно замалчивались или сознательно искажались. Увы, у каждого времени свои подонки! Срока давности у их преступлений не должно быть!

***

А.Б. Амусин:

– 26 января 1943 года в саратовской тюрьме не станет ещё одного заключённого по 58-й статье. Как позже расскажет судмедэксперт Зоя Фёдоровна Резаева, ей принесут документы Вавилова Н.И. и, брезгливо швырнув на стол, процедят: «Ещё одного вражину ухлопали из выскочек-грамотеев. Ты с ним особо не тяни, а то некоторые интеллигентики из местных шибко интересуются прибитым. Оформи скоренько, нужно быстренько закопать, что бы не нашли любопытные!». Прочитав фамилию угробленного, Зоя Фёдоровна вздрогнет. Её муж, бывший агроном, отзывался о нём как о великом учёном, которого травят тупорылые недоучки. Да, перед ней лежали документы заключённого, а не гения, имеющего только официальных званий, степеней, наград (как советских, так и зарубежных) больше сотни! И дело даже не в них! Открытия, которые сделал учёный в области генетики, биологии, географии, настолько фундаментальны, что будут актуальны в научном мире не одно тысячелетие! Ещё при жизни за создание «Закона гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов» (1920) имя Вавилова Н.И. поставили рядом с Д.И.Менделеевым. По странному стечению обстоятельств, многие свои гениальные открытия Николай Иванович сделает, работая в Саратове (1917 – 1921), здесь же его и уничтожат в тюрьме.

***

Н.М.Пантеева:

– Н.И. Вавилов был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорён к высшей мере наказания — расстрелу, в Москве. С началом войны был препровождён в Саратов для исполнения приговора. Решением президиума Верховного совета СССР от 23 июня 1942 года расстрел был заменён на 20 лет заключения, в порядке помилования.

***

А.Б.Амусин:

– Да, вроде на бумаге милуют, а через семь месяцев издевательств уничтожают. Мне удалось, пусть и частично, познакомиться с так называемым «Делом Вавилова». Из того, что мне получилось узнать, стало ясно, что оно сфабриковано. Приведу только один пример. В деле имеется копия выписки из протокола допроса бывшего ректора сельскохозяйственной академии им.Тимирязева Николая Ивановича Муралова от 7 августа 1940 года, тогда как Муралов был расстрелян по приговору суда ещё 1 февраля 1937 года. Сознаваться во «вредительской деятельности» Вавилова заставляли и его брата Александра Ивановича (президент ВАСХНИЛ в 1935—1937 годах). И подобных протоколов от якобы живых покойников было несколько. Все они, естественно, свидетельствовали о вредительской деятельности учёного. Даже создание в 1920 году закона гомологических рядов инкременировалось как вредительская деятельность. А советские генетики, которые его оценили положительно, были объявлены «врагами народов» и многие уничтожены. Я и поныне, когда слышу слово ДНК, вспоминаю плеяду расстрелянных учёных.

Однако, выдающегося учёного, мечтавшего накормить весь мир, убивали, словно в насмешку, голодом. Обращу ваше внимание на то, что доставлен в больницу саратовской тюрьмы № 1 УНКВД он был за два дня до смерти в тяжёлейшей стадии дистрофии, спасать его никто не собирался!

И, когда я встречался с судмедэкспертом З.Ф.Резаевой, она это подтвердила и не скрывала, что смерть великого учёного была неслучайной. Я спросил её, можно ли было спасти Вавилова? Цитирую!
– В больнице, разумеется, нет. Судя по документам, он поступил только за 2 дня до смерти. По сути, в предсмертной агонии. Обратите внимание, как резко упала температура: утром 24 января было 39,6 градусов, а вечером уже 37,3. Но, его можно было спасти за две недели до поступления в больницу. Более того, это и должны были сделать, но не сделали.
– Значит, кому-то была выгодна смерть академика? - уточнил я.
– Скорее всего. Уже за 5-7 дней до смерти он был настолько ослаблен и истощён, что вряд ли мог самостоятельно ходить и есть. Разумеется, это не могло пройти незамеченным. О его состоянии было доложено, кому следует. А меры не приняты. Явно сознательно…

***

Н.М.Пантеева:

– Замечу и другое. Н.И. Вавилов был реабилитирован 20 августа 1955 года, но публичное проведение разных мероприятий с целью сохранения памяти о нём и увековечения его имени началось только с 1965 года.

***

А.Б.Амусин:

– Десять лет тряслись от страха представители научной элиты! Кто? Да в основном те, кто отмолчался во имя собственного благополучия и выжившие за счёт доносов, кляуз и всякой прочей античеловеческой нечисти. Да, от страха за содеянное, или от страха перед властью, «кабы чего не вышло»! Отмечу главное — честное имя Н.И.Вавилову вроде вернули, а тех, кто его толкал к эшафоту, судил, убивал – никого не наказали. Никого! Например Трофим Лысенко, лже-учёный, ярый противник классической генетики, (проявил себя беспощадным гонителем своих научных оппонентов, многие из которых закончили свою жизнь в сталинских лагерях) спокойно скончался в 1976 г. При всех своих регалиях, льготах и повышенном пенсионе! Даже выговора не получил за уничтожении науки и учёных. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. У меня сложилось впечатление, что только делали вид, будто добра хотели… Доходило до абсурда. Так, после реабилитации президиум Академии наук СССР восстановил Вавилова в списках академиков (при этом ранее общее собрание АН СССР этого звания его не лишало!). Вдумайтесь в парадокс, многие доносчики, кто сочинял кляузы, остались при своих учёных степенях и званиях, более того, они были должны очищать имя оклеветанного ими Николая Ивановича. Десять лет «выкручивались, оправдывались, подтасовывали, вставляли палки в колёса» прежде чем вернуться к истине. Впрочем, и по сей день не так всё просто в научном мире!

Один из палачей Вавилова — следователь А.Хват, пытал учёного 11 месяцев (с 1940 по 1941 год), будучи капитаном, и безнаказанным помер полковником в 1993 году на диванчике в знаменитом элитном доме НКВД (ул. Горького, дом 41, кв. 88 ) при всех своих льготах и орденах. Мне удалось встретиться с Хватом. Он и не скрывал, что никогда не жалел и жалеть не будет о том, что сотворил с учёным! А «выбивать признания – это его профессия! Если бы приказали, он и Бога заставит каяться!»

И эта кодла ходила среди людей, получала звания, ордена и поучала жизни других гениев! Почему? Кто одобрял его поступки?

А теперь представим, сколько бы гениальных открытий принёс своему народу Николай Иванович Вавилов, прожив хотя бы до…

Я не собираюсь доказывать, как конкретно убивали Николая Ивановича Вавилова. Сколько людей – столько и способов их убийства. Для меня ясно одно – спасать и исправлять свою ошибку сталинско-бериевский режим не собирался. И каким бы ни было медицинское заключение, истинная причина смерти академика Вавилова – убийство! Пусть не от пули, не на эшафоте или костре... Убит! Весь спектакль с помилованием – лишь страховка от пристального взгляда потомков...

***

Н.М.Пантеева:

– С 1966 года в составе АН СССР была создана Комиссия по сохранению памяти и разработке научного наследия академика Н.И. Вавилова. В Саратове, увы, ещё позже — в 1968-1970 годах. Нам, студентам 4-го курса биофака, в 1970 году как раз начали читать генетику, но никто из студентов не пошёл, не пошла и я. Мы ничего не знали о судьбе Н.И. Вавилова, как, впрочем. и о сталинских репрессиях. Кстати, в 2020 году, кроме 100-летия III Селекционного съезда и Закона гомологических рядов, открытого Н.И. Вавиловым, была ещё одна дата – 50-летие первого в России памятника Н.И. Вавилову, установленного в Саратове. Вдумайтесь! Он был установлен не в городе, а на Воскресенском кладбище.

Созданная в 1966 году Комиссия АН СССР по сохранению памяти и разработке научного наследия Н.И. Вавилова на своем первом заседании решила использовать предстоящий 80-летний юбилей Н.И. Вавилова для широкой пропаганды его имени и идей. Памятник планировали поставить в Саратове на видном месте! Однако, получить разрешение от властей не удалось. Тогда, чтобы поставить памятник в городе, не городские власти принимали решение, а Совет Министров, по крайней мере, РСФСР, а иногда даже СССР. И решили тогда поставить его на кладбище, где похоронен Н.И. Вавилов, и где разрешение получать не надо. Уже было известно приблизительное место, где хоронили заключённых. В 1967 году представители «Вавиловской» комиссии и ВОГиС специально занимались поиском места захоронения Вавилова на Воскресенском кладбище Саратова. По результатам поисков 16 февраля 1967 года был составлен акт, удостоверяющий, что могила № 173 на участке № 26 Воскресенского кладбища является местом захоронения великого учёного. В акте вместе с подписями майора В.В. Андреева — начальника следственного изолятора № 1 Саратова, А.И. Новичкова — служителя похоронной бригады саратовской тюрьмы в годы войны, профессора Ф.Х. Бахтеева — члена «Вавиловской» комиссии, стоит подпись и профессора С.С. Хохлова как представителя Центрального совета ВОГиС.

Но, кладбище выделило иное, на их взгляд, более почётное место на центральной аллее кладбища, как для общегородского кенотафа, а не надгробия… И это почти всех устроило. Между тем, по словам очевидцев, день открытия памятника не подвергался широкой огласке. Поэтому 25 сентября 1970 года на кладбище в Саратове был очень ограниченный круг посвящённых.

***

А.Б.Амусин:

– Ещё раз хочу обратить внимание на две даты. Место захоронения известно с 1967 года, а кенотаф ставят почти втихую в 1970 году совершенно на другом месте, на могиле саратовского купца. Точнее, на склепе. Ну, не издевательство над памятью учёного!? Вдумайтесь! Фактически учёному был поставлен не надгробный памятник, а кенотаф – монумент, находящийся там, где не содержатся останки покойного, своего рода символическая могила. Кенотаф может быть установлен по следующим причинам: если тело погибшего было утрачено или уничтожено (например, при землетрясении, в войне). Тело Н.И. Вавилова утраченным не было, и не уничтожено. Это доказано! Многие подтверждения и свидетельства мною были показаны и озвучены в документальном фильме «Киносоната», в повести «Вечный иск». Зачем же городской памятник превращают в кенотаф учёному, а потом ставят на чужой могиле?

***

Н.М.Пантеева:

– Автор памятника — Константин Сергеевич Суминов. Предложение изготовить он получил в 1966 году от приехавшего в Саратов Н.Р. Иванова — профессора ВИРа. Те скульпторы из Москвы и Ленинграда, работавшие по граниту, которым ранее поступило такое предложение, отказались. Возможно, побаивались. К.С. Суминов был последним скульптором, к кому обратились. Узнав о трагической судьбе великого учёного, погибшего в саратовской тюрьме, тот сразу согласился. Он рассказывал, что, работая над памятником, нередко за спиной слышал, что занимается увековечением памяти врага народа. А ещё поведал следующее — когда комендант кладбища увидела, какую махину собираются установить бывшему врагу народа, то остановила установку и стала дозваниваться во властные структуры, чтобы ещё раз испросить, а можно ли? А памятник в это время висел на цепях между небом и землёй!

Может быть, и Суминов побаивался, как другие, но долг взял верх над страхом. Ведь он сам — сын репрессированных, в возрасте 13-ти лет был выслан со своими близкими после раскулачивания в Северный край. Детство его прошло в концлагере где-то под Архангельском. Он никогда не был пионером, комсомольцем, тем более членом КПСС. Отказался вступать в партию даже на фронте, где в ряды КПСС принимали всех. Он признавался, что памятник создавал не только Н.И. Вавилову, но и своему погибшему на севере горячо любимому отцу и всем талантливым представителям русского народа, безвинно пострадавшим в годы репрессий. Согласитесь, что это был поступок. К слову, первая глыба серого гранита, которую купили на Урале и привезли в Саратов, была украдена, и пришлось покупать вторую глыбу. Её сплавляли по Волге. По мнению М.Е. Раменской, второй памятник Суминова Н.И. Вавилову, установленный в городе в 1997 году, к 110-летию учёного, созданный из мраморной крошки, очень хороший. «Может быть, этот материал непрочный, - говорила она, - но по цвету он такой жизнерадостный, такой солнечный, каким был Н.И. Вавилов до того, как стали его травить».

***

А.Б.Амусин:

– В настоящее время в Саратове установлено два монумента учёному, а вот в Москве и Санкт-Петербурге (Ленинграде), где Н.И. Вавилов успешно работал, памятники устанавливать не спешили ни к столетию, ни позже. И 125, и 130 лет прошло со дня рождения учёного, и сколько ещё пройдёт...

***

Н.М.Пантеева:

– Увы, только 4 декабря 2015 года наконец-то был открыт первый и пока последний в Москве небольшой памятник Н.И. Вавилову на Лиственничной аллее РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева.

***

А.Б.Амусин

– Там тоже не обошлось без…

***

Н.И.Пантеева:

– Не обошлось. Установка была запланирована к 150-летию вуза. Но, бюджетных денег не нашлось. И он был создан на средства, собранные выпускниками. Изготовлен народным художником России, скульптором Л.Н. Матюшиным. На постаменте начертано: «Биолог, генетик, географ, путешественник, гений ХХ столетия, выпускник 1911 года, академик».

А выводы пусть делают потомки.

***

А.Б.Амусин:

– Понятно, такое отношение к памяти учёного в столице. А в бывшем Ленинграде? Хочу напомнить, что Н.И. Вавилов — основатель (в 1920 году) и бессменный до момента ареста директор Всесоюзного института растениеводства (1930—1940), который находится в центре Санкт-Петербурга.

***

Н.М. Пантеева:

– Что в бывшем, что в настоящем... город переименовали, а отношение к гению осталось прежним. Памятников Н.И.Вавилову там нет!

***

А.Б.Амусин:

– Второй саратовский памятник на цепях не висел?

***

Н.М. Пантеева:

– Нет! Природа поизгалялась! Памятник был готов к сроку и установлен в канун дня рождения учёного на том месте, которое выбрал сам скульптор, в начале улицы имени Вавилова, среди берёзок. Ставился трудно, был жуткий мороз. На фотографиях, поступивших в музей, видно, что был сооружён навес из плёнки, под которой горели костры. Под этим навесом работали строители, укрепляли постамент, приклеивали буквы. Суминов рассказывал, что буквы отваливались от того, что клей замерзал, и ему не раз приходилось их подклеивать. На открытие памятника 25 ноября 1997 года приехало много гостей из Москвы и Ленинграда, в том числе, наши знатные земляки: Борис Всеволодович Громов и Вячеслав Викторович Володин, а также представители Вавиловской комиссии — председатель Лев Николаевич Андреев, директор Главного ботанического сада АН (тоже саратовец), и учёный секретарь М.Е. Раменская, а также сын учёного Ю.Н. Вавилов, он вместе с губернатором Д.Ф. Аяцковым открывал памятник.

Для К.С. Суминова имя Вавилова было святым. В этом он сам признался, когда рассказал о своей нелёгкой судьбе: о раскулачивании его семьи, последующей высылке их трёх братьев вместе с родителями в Архангельскую область. О транспортировке в телячьих вагонах, битком набитых людьми, лишённых элементарных человеческих удобств, затем о доставке к месту высылки на открытой барже по Северной Двине, только что освободившейся ото льда, об умирающих в пути людях, которых сбрасывали в реку, о голодном существовании на Севере, о смерти отца и гибели старшего брата. В 1938-м году оставшихся в живых расконвоировали, а после возвращения домой в 1939 году его с братом призвали в армию. Естественно, в стройбат, как членов семьи изменников Родины. Служили они на Дальнем Востоке. Через 2 месяца, после возвращения из армии в 1941 году, началась война и они снова были мобилизованы. С боями К.С. Суминов дошёл до Кёнигсберга. За свой ратный подвиг неоднократно награждён орденами и медалями.

***

А.Б.Амусин:

- Увы! Наше время не для памяти Н.И.Вавилову и уничтоженных вместе с ним учёных. Как утверждают учёные ВИРа, в Санкт-Петербурге уникальная коллекция генетических образцов растений со всего мира, которую Николай Иванович Вавилов собирал больше 20 лет, безжалостно распродаётся! Об этом неоднократно говорил, например, бывший директор ВИРа, академик Виктор Драгавцев, но… Да и в Саратове нет ни общедоступного музея Н.И Вавилову и его погибшим коллегам, а их только саратовских не один десяток!

***

Н.М. Пантеева:

- Для увековечивания памяти Н.И.Вавилова сделано немало! Его именем названы институты, улицы, растения…

***

А.Б.Амусин:

- Но, главное остаётся тайной. Где именно похоронен гений? Почему, имея бесспорные доказательства точного его места захоронения, ничто ни сделано для последнего святого шага — для генетической экспертизы и создания мемориала учёному, куда могут приходить поклоняться поколения благодарных потомков. При общественной организации «Центр творческих инициатив «Великая Волга-Ра» в Саратове создаётся народная комиссия по увековечиванию памяти Н.И.Вавилова, одной из задач которой является проведение генетической экспертизы известного с 1967 года места захоронения великого учёного и создание единого мемориала великому учёному на кладбище города Саратова, создания музея погибшим учёным!

***

P.S. Пользуясь случаем, хотим пригласить всех желающих участвовать в работе создаваемой Народной комиссии. Свои предложения, отзывы, проекты, просим присылать по адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Материал подготовили: Центр творческих инициатив «Великая Волга-Ра», ООО «Земское обозрение»

  • Просмотров: 1003

Яндекс.Метрика