Доброй памяти саратовского художника Н.Ф. Елистратова

Саратовские встречи и воспоминания его дочери Татьяны Сидорцовой (Елистратовой). С Татьяной Елистратовой, отличницей, приятной во всех отношениях девушкой, мы вместе учились на архитектурном отделении СПИ. По окончании курса она уехала в Москву. Работала по специальности, создала семью. Дочки тоже выбрали творческое направление

деятельности. А встретились мы в 2018 году на выставке картин, уже в СГПИ имени Гагарина Ю.А. Мне хотелось показать свои работы в стенах alma mater, и очень кстати была встреча с однокурсницами. Там Татьяна познакомила нас с прекрасно изданным каталогом картин своего отца, подготовленным родственниками. Впечатление было сильным. Стало понятно, откуда у девушки такая целеустремлённость и художественная одарённость. В 2021 году мне посчастливилось побывать в мастерской художника Елистратова. Татьяна познакомила меня с мамой, Розой Гумировной. И устроила просмотр картин отца. Чистота образов, масштаб и цветовая палитра работ завораживали. Об этом человеке должны знать все саратовцы! Татьяна предоставила рассказ о мастере. Ей слово:

Художник Николай Федорович Елистратов родился в деревне Новополье Аткарского района Саратовской области 20 ноября 1927 года в семье Елистратова Федора Ивановича и Натальи Игнатьевны.

Уже в раннем детстве мальчик отличался острой наблюдательностью. Он стремился выразить свои впечатления в рисунках и поделках. Матушка, уходя на работу, оставляла пятилетнему Коле кусок речной глины. К её возвращению мальчик успевал вылепить фигурки кур, петухов, собачек, коней. Семья жила бедно, поэтому карандашей у маленького Коли сначала не было. Он рисовал палочкой на песке и углём на чём придётся. А однажды нашёл кусочек грифеля и, сделав в сучке отверстие, смастерил свой первый карандаш.

В 1933 году семья переехала в город Вольск. Вспоминая о детстве, Николай Фёдорович рассказывал, что однажды он так нарисовал петуха, что тот запел у него на бумаге. А, глядя на проезжающие мимо машины, маленький мальчик задавался вопросом: «Почему они все чёрные? Почему их нельзя покрасить в разные цвета?»

В Вольске Коля поступил в школу. В классе он получил прозвище «Художник». Его рисунки были лучшими, и их оставляли в методическом фонде. Мальчик подолгу рассматривал репродукции картин в местном книжном магазине, а потом через три квартала бежал домой, чтобы нарисовать их по памяти. Однажды книготорговец разрешил ему рисовать прямо в магазине. Это была копия с репродукции картины Репина. Позже Репин стал одним из самых любимых художников Николая.

В 1941 году началась Великая Отечественная Война. Четырнадцатилетнего Колю мать устроила в ремесленные мастерские при лётном училище, где готовили модели советских и немецких самолётов для обучения лётного состава. Там четырнадцатилетний Коля научился столярничать и клепать. Также он наносил на учебные модели звёзды, свастику, камуфляж. Несмотря на тяжёлую работу, он находил время и рисовал буквально на всём, что попадалось под руку — на обрывках картона, бумаги — так сильна была его тяга к искусству.

В августе 1941 года его отец Фёдор Иванович был призван в армию и направлен на фронт под город Смоленск. Свои письма к нему Николай сопровождал рисунками. Отец в последнем письме с фронта написал сыну: «Коля, будешь художником, напиши про эту войну! Мы победим!». В ноябре 1942 года Федор Иванович пропал без вести.

В 1944 году в армию призывали самого Николая. По распределению он попал в пулемётный полк учебной воинской части недалеко от станции Инза в Чувашии. Полгода новобранцев готовили для отправки на фронт. Но, пока шло обучение, война закончилась. Для дальнейшего прохождения службы Николая перевели в воинскую часть, которая размещалась в Саввино-Сторожевском монастыре в городе Звенигород. Там солдат начали готовить к прыжкам с парашютом с самолёта. Сначала прыгали с вышек, потом с аэростатов. При малейшей возможности художник продолжал делать зарисовки этих красивейших мест. Гораздо позже Николай узнал о существовании звенигородских пейзажей известных русских художников Л.Л.Каменева, Н.П. Крымова, К.Я. Крыжицкого и о том, что эти места очень любили А.П.Чехов, Ф.И. Шаляпин, К.А.Коровин.

В 1946 году Николай в составе учебного подразделения был отправлен в Белоруссию для обучения десантированию с самолётов.

В их часть неоднократно приезжал художник Анатолий Андреевич Моргун из студии Грекова. Он писал портреты заслуженных офицеров и оформлял клуб. Николай познакомился с ним и часто ходил к нему за консультациями по своим рисункам, помогал Моргуну в работе. А тот учил Николая рисунку, шрифтовому оформлению, художественным техникам. Под руководством Анатолия Андреевича Николай написал большой портрет И.В. Сталина, который повесили в столовой воинской части. За эту работу молодого художника наградили отпуском на 12 дней. После отъезда А.А. Моргуна художником части назначили Николая. Он продолжил оформительскую работу в клубе, писал портреты членов политбюро, делал зарисовки для себя.
Весной 1951 года Николай демобилизовался в звании старшего сержанта. Служба в армии продлилась 7 лет. От командования он получил справку о том, что работал художником части.

После службы Николай пытался устроиться на работу в художественный фонд города Саратова, но получил отказ. Некоторое время он работал художником в парке культуры и отдыха, занимался оформительской работой, писал рекламы, аншлаги и лозунги. Затем по совету друзей устроился художником-оформителем на завод «Знамя труда», где оформлял цеха, клуб, писал панно к праздникам. Для проживания ему дали комнату в коммунальной квартире.

В 1957 году Николай познакомился со своей будущей женой Розой, которая стала ему верным другом и опорой на долгие годы. В их семье родились две дочери: Татьяна и Евгения. В 1967 году семья получила трёхкомнатную квартиру, где одна из комнат стала его мастерской.

Художник понимал, что ему не хватает более глубоких знаний, поэтому в 1960 году он поступил на трёхгодичные вечерние курсы при Саратовском художественном училище. Днём он работал на заводе, вечером учился, в свободное время ходил на этюды с друзьями-художниками (Владимир Штокало, Георгий Эпов и другие). С глубоким уважением вспоминал он своих учителей, преподававших на курсах: Б.В. Миловидова (общая композиция), В.А. Успенского (рисунок), В.Б. Кириллова (пейзаж), В.Ф. Гурова (портрет) и других талантливых художников.

Для своей семьи Николай делал мебель и домашнюю утварь. Много времени он уделял строительству дома в селе Усть-Курдюм для матери, сестры Марии и племянников. Когда дом был готов, украсил фронтон резьбой по дереву.

В 1970 году Николай уволился с завода и начал выполнять договорные работы в районах Саратовской области. Он оформлял школы, клубы, красные уголки. Вместе с коллегами выполнял въездные стелы, элементы наглядной агитации, доски почёта, мемориальные уголки, посвящённые Великой Отечественной Войне, писал огромные панно, плакаты, разрабатывал и отливал гипсовый декор интерьеров, барельефы. Зарабатывая на жизнь, он не оставлял мечту писать картины.

В 1970-х он написал одну из самых ярких своих картин «Осенний натюрморт с рябиной». Картина участвовала в региональной выставке.

В 1979 году Николай Фёдорович вместе с супругой Розой Гумировной путешествовал на теплоходе по Волге. Результатом путешествия стала серия рисунков «Волжские просторы», которая легла в основу его будущих картин.

В середине 1980-х годов он устроился в строительную организацию, где занимался оформлением интерьеров домов культуры и других объектов.

В 60 лет Николай Федорович ушёл на пенсию и посвятил себя работе над картинами, воплощая в жизнь свою заветную мечту. В этом ему помогали огромный запас жизненных наблюдений и впечатлений, библиотека по искусству, которую он собирал всю жизнь, и огромная поддержка и забота его супруги.

Появились пейзажи родных уголков природы (берега Волги и Терешки, усть-курдюмские овраги, леса, поля и рощи), картины, посвящённые любимым поэтам — Пушкину и Есенину, исторические и военные полотна, посвящённые Куликовской битве и Великой Отечественной Войне, выразительнейшие карандашные портреты.

Несколько картин Николай Фёдорович подарил Саратовским школам №41 и №76. В музее школы №41 создан уголок, посвящённый художнику. Ученики школы приходили к Николаю Фёдоровичу посмотреть его работы и послушать рассказы о художниках. Портрет своего друга, участника Великой Отечественной войны Анатолия Андреевича Гераськина он передал в Мемориальный комплекс «Журавли» Саратова. Многие картины подарены им родственникам и друзьям в Москве, Крыму, Санкт-Петербурге и других городах.

До конца дней он продолжал трудиться: мастерил из дерева уникальные подарки для внучек, вынашивал замыслы новых картин. 11.04.2018 году его не стало.

Елена Игошина, 12 фото автора