Татьяна Крылова: самое древнее искусство

Можно ли уместить роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в шести частях с эпилогом в 50 минут изложения? Оказывается — да! И артисты из Москвы: Алексей Розин и Илья Барабанов, нам это виртуозно доказали. В рамках культурно-образовательного проекта-фестиваля «Уроки Табакова» проходило несколько познавательных мероприятий, в том числе мастер-класс упомянутых выше артистов 21 апреля 2021 года. Мероприятие включало в себя спектакль в стиле сторителлинга (от английского «история» и «рассказывать»), а затем беседы актёров со зрителями. Что за жанр такой и что именно будут показывать, я перед началом спектакля представляла смутно.

Когда разрешили войти в зрительный зал, принялась настороженно осматривать пространство: на сцене (это была малая сцена театра драмы в Саратове) только два стула... Непринуждённая джазовая музыка как-то успокоила меня и даже настроила на позитивный лад. На подмостки вышли двое мужчин средних лет и стали бойко, темпераментно, сменяя друг друга, рассказывать историю, описанную в романе. Они не читали классический текст, а пересказывали своими словами. История в простоте слов приобрела предельную искренность, исповедальность, носила обаятельный налёт наивного искусства. Как рассказали артисты после спектакля, они представили балаганный театр, очень распространённый в Дании и Англии. Этот первый и древний вид театрального искусства часто показывают в пабах. Несмотря на то, что представленная история отрепетирована, у артиста есть возможность импровизировать, он выступает одновременно в качестве сценариста, режиссёра и исполнителя. Для России этот жанр необычен и нов, формат его народный. Артисты, захватив внимание аудитории, ведут диалог с залом, задают вопросы, умеют расставить смысловые акценты. Нет декораций, костюмов, бутафории. Использовано только освещение (но, если фонарей нет, актёры обходятся и без него). Не каждый артист может работать в этом жанре, потому что надо иметь безукоризненную технику, здесь не спрячешься за декорацией и не схалтуришь. И с юмором у исполнителя тоже должно быть всё в порядке.

В спектакле царил гротеск: артист мгновенно перевоплощается в разных героев, в том числе, играет персонажей другого пола. Артист в данном жанре реализует идею автономного существования в искусстве, без привязки к театру репертуарному, может достичь ощущения творческой свободы и полёта. К тому же, жанр балаганного театра несёт в себе просветительскую функцию: есть ведь те, кто вряд ли самостоятельно прочитает великие произведения.

Итак, в этот вечер каждый зритель, подключив воображение, увидел свой спектакль в театре фантазии мире личных грёз...

  • Просмотров: 623

Яндекс.Метрика