Татьяна Крылова: адское жерло страстей

Есть ли самолюбие, гордость и чувство собственного достоинства у проституток? Оказывается, есть. Но, их эмоции принимают порой искажённые, болезненные и даже садистские формы. Вот дерзкая, злая и умная Женька, узнав, что у неё сифилис, избегает лечения, с маниакальной одержимостью заражая всех без разбора: стариков и юнцов, добрых, злых.

«Пусть подохнут честные подлецы!» - провозглашает она, возлагая ответственность за проституцию на всех мужчин, ведь без спроса не было бы предложения. Сможет ли она передать смертоносное заболевание кадету Коле Гладышеву — слегка влюблённому в неё, доверчивому, вежливому, по-своему верному: из всех проституток он выбирает только её... Об этом можно узнать из повести А.И. Куприна «Яма» и дипломного спектакля студентов Театрального института СГК им. Л.В. Собинова мастерской Риммы Беляковой, поставленному по данному произведению.

Премьера «Ямы» состоялась 20 января 2022 года на исторической сцене Саратовского академического ТЮЗа им. Ю.П. Киселёва. Инсценировку повести А.И. Куприна написала народная артистка России, профессор Р.И. Белякова, она же выступила в качестве режиссёра спектакля. Спектакль поставлен по канонам русского психологического театра (а как иначе, ведь Римма Белякова — яркий представитель саратовской театральной школы, хранитель её традиций). Мизансцены временами доведены до глубочайшего уровня трагизма и глубины, предельной искренности персонажей. В спектакле отсутствуют новомодные спецэффекты и видеоряд. А выразительность постановки достигается исконно театральными приёмами: эффектными костюмами и выразительной сценографией. Художник — Ольга Колесникова.

Студенты великолепно двигаются, поют. Причём, вначале спектакля они глумятся над церковным пением, пародируя его, а в конце спектакля церковное пение звучит серьёзно и возвышенно, показывая искреннюю скорбь героинь. Это финальная сцена на кладбище: похороны Женьки, где на фоне церкви стоят в полумраке как бы монашки, а присмотревшись, понимаешь — это работницы борделя, преображённые не только скромным одеянием, но и пережившие катарсис и словно предвидящие свой фатальный трагический финал, заранее скорбящие и оплакивающие его.

Повесть А.И. Куприна вызвала неоднозначную, скандальную волну среди современников, были обвинения в безнравственности. Куприн при работе над повестью изучал многие материалы, в том числе свод правил для обитательниц публичных домов и дословно воспроизвёл его в 15-й главе произведения. Самый главный персонаж повести и спектакля — Платонов (прототип коего сам Куприн). Что делает этот странный персонаж в атмосфере обыденного ужаса борделя, где царит принуждённое веселье при постояльцах и жестокие рукопашные потасовки в их отсутствии? Чтобы понять, приходите в театр!

«Грязно это», - сказал Лев Толстой. Ромен Роллан в письме к Куприну писал: «Читая ту или иную страницу «Ямы», я распространял её смысл на всю Европу — этот огромный публичный дом накануне катастрофы».

И в современном мире проституция имеет место, поэтому постановка актуальна. Огромная благодарность автору инсценировки и режиссёру Римме Беляковой за то, что не побоялась поставить со своим курсом столь сложный, резонансный, затрагивающий вечные ценности спектакль!

 

20 фото Армена Осипяна