Елена Игошина: фестиваль имени Генриха Нейгауза в Саратове

XVI российский фестиваль имени Генриха Нейгауза традиционно с блеском прошёл в Саратове с 27 марта по 30 апреля 2022 года. Любители классики, саратовские музыканты, преподаватели и студенты заполняли зал на каждом концерте. Овации не смолкали. Эмоции переполняли слушателей. Преемственность поколений пианистической школы

Нейгауза остаётся основной идеей фестиваля. В течение 5-ти дней яркие, талантливые люди делали праздник и открывали новые горизонты саратовцам и гостям нашего города. Выступали Андрей Коробейников, Филипп Копачевский, Леонид Железный и Алексей Набиулин. Даже беглый обзор их достижений даёт представление о масштабе личностей, ставших для многих счастливых слушателей проводниками в мир высокого искусства.

Андрей Коробейников

к 20-ти годам стал обладателем более 20-ти премий различных конкурсов в России, США, Италии, Португалии, Великобритании, Нидерландах и других странах. Среди них I премия III Международного конкурса пианистов имени Скрябина в Москве (2004), II премия и Приз публики II Международного конкурса пианистов имени Рахманинова в Лос-Анджелесе (2005), а также спецприз Московской консерватории и приз за лучшее исполнение произведений Чайковского на XIII Международном конкурсе имени Чайковского. В одном из интервью он сказал: «…Серьёзная классическая музыка тем и велика и уникальна, что это какой-то удивительный способ прикоснуться к сверхъестественному… исполнение должно состояться здесь и сейчас. Оно зависит и от публики, и от зала, и от акустики, и от рояля. И слава Богу, потому что каждый раз это должно звучать по-новому». Он выступал более чем в 40 странах: «И я понял, что мне надо жить в России и ощущать себя дома. Я выезжаю, конечно, с удовольствием, но мне очень важно находиться здесь. И, кстати, от места многое зависит. …Достаточно приехать к Чайковскому в Клин, где он в последний год писал Шестую симфонию. Ты видишь эти клочки на его столе, на которых быстрым почерком записана кульминация, и понимаешь, что вид на этот парк, вот это окно — это тоже имеет значение».

Филипп Копчевский

— лауреат нескольких международных конкурсов в России, Италии, Нидерландах, Германии и Испании. Критики пишут о нём: «Органичный сплав мастерства и духовной зрелости вкупе с непосредственной эмоциональностью, свобода, с которой пианист высказывается, его романтическая искренность и благородство подкупают с первых же нот… С первых звуков, сыгранных им, ощущаешь мощную лирическую индивидуальность пианиста. Его рояль поёт — это очень редкое сегодня качество, характерное для романтического мироощущения; он сохраняет в игре ясность, его фраза красива и пластична…». Он выступал с Государственным академическим оркестром России имени Е.Светланова, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Государственным симфоническим оркестром "Новая Россия" и многими другими. Сотрудничал с Ростроповичем, Башметом, Спиваковым, Плетнёвым, Полом Уоткинсом, Эндрю Гурлеем, Уильямом Ноллом, Бьярте Энгессетом. В Японии по заказу японской компании NHK он записал диск с фортепианными произведениями Шопена. "Классическая музыка сейчас на большом подъёме. Абонементы в московской филармонии раскупаются в считанные часы после старта продаж. Я вижу полные залы и во многих других городах России, в том числе и на Севере, везде. Дай Бог, чтобы ещё и ещё больше было» - сказал Копчевский.

Леонид Железный

удостоен специальных наград I Международного конкурса скрипачей Виктора Третьякова в Красноярске и XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Выступал в таких престижных залах как Московская консерватория, Московская филармония, Московский международный Дом музыки, Центр исполнительских искусств в Тель-Авиве. Он играет в сопровождении Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», оркестра Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра и других. Он проникновенно делится впечатлениями о работе: «Сказать, что скрипка живое существо, – ничего не сказать. Конечно, у каждой скрипки есть свой характер, который не сразу раскрывается даже ее владельцу. ...Сначала кажется, что на старинных инструментах всё намного лучше получается, что всё звучит естественнее. Потом ты начинаешь к скрипке привыкать, и она словно говорит: «Со мной вовсе не так просто. У меня тоже есть характер». И тогда она начинает диктовать свои правила. Это часы работы, и не просто механической, иногда приходится отложить скрипку в сторону и обдумать все хорошенько. Может быть, даже поговорить с инструментом…»

Алексей Набиулин -

лауреат международных конкурсов. 1998 — Международный конкурс пианистов им. Алессандро Казагранде в г.Терни (Италия): 1-я премия и специальные призы за лучшее исполнение произведений Шуберта и обязательного сочинения; 2000 — Международный конкурс пианистов в Дублине (Ирландия): 1-я премия и специальный приз за лучшее исполнение произведений Джона Фильда; 2002 — Международный конкурс им. П.И.Чайковского в Москве: 2-я премия; серебрянная медаль и специальные призы Московской Консерватории, ТК «Культура» и рояльной фирмы «Seiler». Педагог Московской консерватории, лауреат международного конкурса имени П.И.Чайковского. Программу маэстро специально к концертам не подбирает, говорит, что так складывается репертуар, но ключевая идея должна быть всегда. Фрагмент его высказывания о композиторах: «Шуман, как основоположник, Дебюссии, как продолжатель идей и Скрябин, как апофеоз и как постромантизм».

***

Дирижерёми фестиваля стали Александр Титов, Александр Рудин, Анатолий Рыбалко, Дмитрий Крюков.

Александр Титов с 2017 года по настоящее время – художественный руководитель и главный дирижёр Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра. Записал свыше 100 компакт-дисков. Художественный руководитель проекта «Музыка военной поры» (в его рамках осуществлена запись около 20 компакт-дисков). Профессор, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2002, Мариинский театр), премии “Fortissimo” (2003), премии Правительства Санкт-Петербурга (2015). Награжден грамотами Губернатора Санкт-Петербурга «За выдающийся вклад в развитие искусства Санкт-Петербурга» (2008), «За значительный вклад в развитие культуры Санкт-Петербурга» (2009), «За активное участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных 65-й годовщине Победы в Великой отечественной войне» (2010). Удостоен благодарности Санкт-Петербургского Дома музыки «За многолетнее творческое сотрудничество» (2016), почетной грамоты Комитета по культуре «За значительный вклад в развитие сферы культуры Санкт-Петербурга» (2017), благодарности Законодательного собрания Санкт-Петербурга «За выдающиеся личные заслуги в области культуры и искусства в Санкт-Петербурге, многолетнюю успешную творческую деятельность» (2019), награжден медалью «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2019).

Александр Рудин — Народный артист РФ (2001), лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства, лауреат Премии правительства Москвы, профессор Московской консерватории. С 1988 года – художественный руководитель и главный дирижер Московского камерного оркестра Musica Viva. Награждён Орденом Дружбы в 2020 году. В сезоне 2020/2021 стал главным дирижером Академического симфонического оркестра Саратовской филармонии.

Анатолий Рыбалко с начала сезона 2013/2014 и по настоящее время - художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра Карельской государственной филармонии. Участник ежегодных фестивалей классической музыки, проводимых на территории республики Карелия - «Онего-Классик» и "Ruckeala Symphony". В 2016 году получил звание «Лауреат года Республики Карелия».

Дмитрий Крюков — главный дирижёр Национального симфонического оркестра Башкирии, дирижёр Большого театра России и Госкапеллы России. С 2009 работает в Государственной академической симфонической капелле России в качестве ассистента Валерия Полянского. Среди значительных проектов последних сезонов — опера «Тангейзер» Р. Вагнера на Транссибирском арт-фестивале (Новосибирск, 2019). «Если дирижер сам вдохновлён работой, он несёт это вдохновение другим, - говорил Крюков. - «Я никогда не разделял два понятия — дирижирование и музыка. Для меня в первую очередь дирижёр – это музыкант. Я был воспитан так, что в дирижёре его мануальная техника имеет очень большое значение. Она действительно важна, но я всё больше убеждаюсь в том, что первостепенно – уровень дирижера как музыканта, подвижника, идейного вдохновителя».

***

Мне посчастливилось быть на концерте закрытия фестиваля. На сцену вышли музыканты Академического симфонического оркестра Саратовской филармонии под руководством народного артиста России Феликса Коробова. Солировал Народный артист России Николай Луганский. Музыканты исполнили "Концерт № 3 для фортепиано с оркестром" Николая Метнера (первое исполнение в Саратове) и "Симфония № 2″ Роберта Шумана.

Были и подарки «на бис».

Феликс Коробов — лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», народный артист Российской Федерации (2020), Заслуженный артист РФ (2008), Заслуженный артист Абхазии (2012), главный дирижёр Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, художественный руководитель Камерного оркестра Московской консерватории. Главный приглашённый дирижёр Оркестра государственного Эрмитажа. Преподаёт на кафедре оперно-симфонического дирижирования МГК имени П.И. Чайковского.

Николай Луганский — победитель I Всесоюзного конкурса юных музыкантов (1988), II премия на VIII Международном конкурсе имени И. С. Баха (1988), II премия на Всесоюзном конкурсе имени С. В. Рахманинова (1990), премия Международной летней академии Mozarteum (1992), II премия на Х Международном конкурсе имени П. И. Чайковского (1994), — премия Теренса Джадда как самому многообещающему пианисту молодого поколения (1995), приз немецкой критики за запись концертов Рахманинова (2003), премия Echo Klassik за «лучшее исполнение инструментального концерта» (2005), премия Echo Klassik за «лучшее исполнение камерной музыки» (2007), Международная премия имени Сергея Рахманинова (2016), Государственная премия РФ в области литературы и искусства (2018). Разносторонне образованный, говорящий на многих языках, увлечённый шахматами и спортом, рисковый. Профессор даёт уроки фортепиано в Московской консерватории

Все знают, что именно Альберт Тараканов — пианист, педагог, Народный артист России — выступил с идеей создания фестиваля классической музыки, посвящённого его учителю. И на закрытии в кулуарах вспоминали Альберта Михайловича добрыми словами. Горячая поклонница Тараканова, его двоюродная племянница Луиза Московская–Мураховская — непременный слушатель фестиваля. Она присутствовала и на его закрытии, одарив меня благосклонным приветствием. С 1993 года просвещённая саратовская публика открывает для себя яркие молодые дарования страны. Обсуждает между собой тонкие нюансы исполнения, сравнивает с концертами в Москве. Звучат музыкальные термины. Горят глаза. Сегодня снова праздник музыки состоялся. Волшебное послевкусие сопричастности высоким мирам осталось с меломанами надолго.

А музыкальная жизнь города продолжается. В мае нас ждут новые концерты и выступления лучших людей музыкального мира. Следите за афишей!

10 фото автора, слайд-шоу

  • Просмотров: 1600

Яндекс.Метрика