Елена Игошина: концерт-открытие Фестиваля виолончелистов имени Святослава Кнушевицкого

Концерт-открытие Международного фестиваля виолончелистов имени Сввятослава Кнушевицкого состоялся вечером 12 мая 2022 года в филармонии. Выступил министр культуры области Наталья Щелканова: «Огромная признательность организаторам и участникам за приезд в Саратов, за поддержку фестиваля и за возможность побывать на концертах.

Сегодня имя нашего прославленного земляка олицетворяет высочайший уровень исполнительского мастерства. Хочу поблагодарить молодых виолончелистов из Южной Кореи, Киргизии, Белоруссии, которые приехали на фестиваль и будут выступать на гала-концерте. Это ещё раз подтверждает, что музыка — вне политики", - сказала министр.

Академический симфонический оркестр филармонии исполнил "Вариации на тему рококо" Петра Чайковского, "Романс для виолончели" Рихарда Штрауса, "Венгерскую рапсодию" Давида Поппера и "Двойной концерт для скрипки и виолончели" Иоганнеса Брамса. На сцене выступили лауреат международного конкурса С. Кнушевицкого Тимур Колодяжный, Заслуженный артист РФ Александр Тростянский, Народный артист РФ Игорь Гаврыш под руководством дирижёра, Народного артиста РФ Александра Рудина.

Зал был полон юными дарованиями, преподавателями учебных заведений Саратова и ценителями музыки. Даже не закрывая глаз, в абсолютной тишине зала легко можно было перенестись в просторные поля за берёзовыми рощами, услышать бег ручейков и шорох камней под копытцами коз вдали от строгой геометрии венских парков, взбодриться бодрящим морозцем альпийских ущелий и податься вослед венгерским цыганкам, звенящим монистами и развевающим яркие юбки в танце… Пока не настала пора Брамса. Страдания в физическом теле мощно передавали ломаные звуки виолончели, а за тонкость душевных переживаний отвечала верная скрипка. Слушать это было тяжело, порою больно… И как выразительно работал оркестр, создавая ощущение единства и единения человека с природой, неотделимость от социума, возможность понять и принять неизбежное, через примирение с окружением найти своё место в тяжёлой ситуации. Так я прочувствовала это произведение. А уже дома узнала историю его создания.

Брамс работал над концертом летом 1887 года во время летнего отдыха в швейцарском городе Тун. Первоначально он думал о концерте для виолончели с оркестром, поскольку давно обещал написать что-то для виолончелиста Роберта Хаусмана. Однако затем его посетила мысль о двойном концерте, скрипичная партия в котором была бы предназначена для Йозефа Иоахима. 30-летняя дружба между Брамсом и Иоахимом была разрушена в 1883 году, когда выдающийся скрипач обвинил свою жену Амалию в измене ему с музыкальным издателем Фрицем Зимроком и подал на развод, а Брамс написал ей письмо поддержки, которое в дальнейшем было зачитано в суде и послужило одной из причин, по которым суд отказал в разводе.

На протяжении нескольких лет два музыканта не разговаривали друг с другом; 24 июля Брамс написал Иоахиму, спросив его, примет ли он от него новое сочинение, и, получив его согласие, принялся за работу. Уже 23 сентября концерт впервые прозвучал для узкого круга приглашённых в исполнении Иоахима, Хаусмана и Баден-Баденского курортного оркестра под управлением автора. Официальная премьера состоялась 18 октября в Кёльне, с теми же солистами, Брамс дирижировал Гюрцених-оркестром. Партитура концерта была издана Зимроком в 1888 году.

А филармонический зал не отпускал музыкантов, аплодисменты не смолкали, поклонники дарили цветы. Благодарим всех организаторов и участников восхитительного праздника музыки! Отдельная благодарность Борису Тотокину, специалисту по связям с общественностью, пригласившему меня осветить это мероприятие для издательства «Земское обозрение» и сделавшему тем самым бесценный подарок в мой день рождения.

***

Далее в программе:

14 мая, Камерный зал им. А. Катца, 17:00

Концерт камерной музыки «Сонатный вечер лауреатов конкурса С. Кнушевицкого», в программе:

И.С. Бах. Сюита №2 для виолончели соло. Аллеманда и Куранта.

И.Ф. Стравинский. Итальянская сюита (Пульчинелла). Интродукция, Тарантелла, Менуэт и финал для виолончели и фортепиано

П.И. Чайковский. «Pezzocapriccioso», соч. 62

Бетховен. Соната №5 для виолончели и фортепиано

С. Рахманинов. Соната для виолончели и фортепиано 3 часть

Р. Шуман. Фантастические пьесы виолончели и фортепиано

Ж. Дюкро. Encore

Д.Шостакович. Соната для виолончели и фортепиано

В концерте примут участие:

Виолончелисты: Богдан Ефремов (Санкт-Петербург), Камиль Мухаметдинов (Казань), Мария Зайцева (Москва), Давид Ежов (Москва)

Пианисты: Мария Зайцева (Москва), Татьяна Максимова (Казань)

17 мая, Концертный зал, 18:30

Гала-концерт лауреатов Международного конкурса виолончелистов имени Святослава Кнушевицкого, в программе сочинения и виртуозные пьесы для виолончели и фортепиано русской, зарубежной классики и современной музыки - произведения Баха, Бетховена, Шуберта, Шумана, Локателли, Валентини, Поппера, Кленгеля, Масснэ, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна и других композиторов.

В концерте примут участие солисты: Рустем Хамиддулин, Давид Ежов, Мария Зайцева, Даниил Никонов (Россия), Михаил Махнач (Беларусь), Михаил Петросян (Армения), Алдангор Раббани (Казахстан), Бок Юл Чжи (Южная Корея), Намиса Сун (Китай), Михаил Родионов, Кирилл Чуприянов (Саратов).

Концертмейстеры: Ирина Родионова (Саратов), Виталий Егоров (Москва)

19 мая, Концертный зал, 18:30

Торжественное закрытие Международного фестиваля виолончелистов имения Святослава Кнушевицкого, в программе:

Й. Гайдн. «Семь последних Слов нашего Спасителя на Кресте» ор.51

А. Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром

В концерте принимают участие:

Академический симфонический оркестр Саратовской филармонии имени А. Шнитке

Солисты: Народный артист России, профессор Владимир Тонха (виолончель),

Кирилл Родин (виолончель),

Дирижёр – Ариф Дадашев

 

7 фото автора

  • Просмотров: 836

Яндекс.Метрика