Елена Игошина: впервые в Саратове капелла из Удмуртии

«Пушкин был первым русским поэтом, который сам начал записывать и собирать народные песни». - профессор И. Н. Розанов

Людской поток снова привёл нас к сцене-ракушке в окружении высоких деревьев. Саратов, городской парк. Уже объявили выступление Академической симфонической капеллы творческого коллектива «Государственный симфонический оркестр Удмуртской республики».

Как прекрасны артисты в платьях цвета космоса и неба певицы, в строгих костюмах певцы создавали торжественный настрой. Зазвучали композиции, и в тишине зелёного театра разлились красивые мелодии. Слаженные голоса хора подчинялись чётким движениям дирижёра.

Лауреат премии Союза композиторов УР имени Г. Корепанова, Академическая хоровая капелла была создана в Ижевске 1 марта 1933 года как хор Удмуртского радиокомитета, далее — хор Удмуртского телевидения и радио. Основоположники капеллы — выпускница петербургской консерватории, оперная певица Е. Молоткова и композитор и хоровой дирижёр Д. Васильев-Буглай. В 1938 году постановлением Совета народных комиссаров УАССР была создана Удмуртская филармония. А инициатором создания Государственного симфонического оркестра Удмуртии стал местный Союз композиторов 17 ноября 1992 года. Капелла стала первым музыкальным коллективом Удмуртии, которому приказом министра культуры России в 1995 году было присвоено высокое звание «Академическая».

В репертуаре капеллы более 900 произведений разных стилей и эпох, среди которых: месса ре-мажор И. С. Баха и месса ре-минор И. Гайдна, реквием Д. Верди и Л. Керубини, кантата «Иоанн Дамаскин» С. Танеева и литургия С. Рахманинова и П. Чайковского, хоровой концерт «Пушкинский венок» Г.Свиридова и симфония-действо «Перезвоны» В.Гаврилина, музыка композиторов Удмуртии и России, современные экспериментальные и джазовые композиции. Художественный руководитель капеллы - заслуженный деятель искусств Удмуртии Андрей Елисеев.

Не все знают, что великий русский композитор П.И.Чайковский родился в г. Воткинске Вятской губернии Российской империи. В 2015 году в зале филармонии коллектив капеллы записал Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста на музыку Чайковского. Он первым из русских композиторов написал музыку Литургии по чину святителя Иоанна Златоуста как единое произведение. Партитура была закончена в мае 1878 года, а первое исполнение состоялось в киевской университетской церкви в июне 1879 года. Как жаль, что в наши дни киевские власти отрекаются от традиционной духовности и сокровищ русской культуры. В Ижевске и Воткинске 7-9 июля 2022 года пройдёт уже 65-й фестиваль искусств «На родине П. И. Чайковского».

А.А. Елисеев стремится «к традиционализму, академизму и аскетизму: «Под аскетизмом имеется в виду традиционный хоровой концерт без внешних «отвлекающих» деталей... Мне хочется, чтобы люди «просто» приходили слушать хорошую хоровую музыку!» Человек творческий, он мыслит неординарно. К 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года дирижер сделал программу, где патриотические стихи современников Бородинской битвы звучали под марши духового оркестра.

Я нашла положительные отзывы про абонемент на филармонической сцене «Хоровая гостиная», куда были включены «Моцарт и Сальери», где читал стихи Авангард Леонтьев, и стихи поэтов Золотого века — Пушкина, Лермонтова, Фета, Баратынского, Некрасова и др., а также проза архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые святые». Прозвучали песнопения церковного обихода, цитаты и фразы народной музыки, а также сочинения Чайковского, Щедрина, Фалика, И. Денисовой и Ю. Толкача, написавшего хоровой концерт на христианские стихи В. Набокова.

Как отзывался о программе симфонической капеллы «Гармония диссонансов» (2017) А. Поскрёбышев, послушав хоровые сочинения Щедрина, Свиридова, Фалика, Кобекина, Сидельникова и Юрия Толкача на стихи Пушкина, Блока, Набокова, Ахматовой и Твардовского: «Они умеют создавать в сюжетный драматургический спектакль режиссёрские идеи с контрастным амплитудным подбором музыки и поэзии… умеют быть очень разными — в их сценических образах не две застывшие гипсовые маски из античного театра, а вся длинная «линейка» человеческих эмоций и их «продуктов». При этом представляя публике своевременный повод для рефлексий («Осень» Блока из хора «Песни безвременья» Свиридова, хор Фалика «Иванова ива» на стихи Арсения Тарковского), коллектив Елисеева не забывает о том, что (они) …обладают даром тонкой иронии. Когда… могут посмеяться не только над «чужим глупым положением», но и над собой (Маленькая кантата из «деревенской прозы» Щедрина — из оперы «Не только любовь»). В этих качельных амплитудах видно и слышно, что Академическая хоровая капелла Удмуртии может очень многое и при этом она полностью лишена излишнего академического пафоса».

В рамках филармонического абонемента были созданы спектакли «О любви и смерти» — на стихи Лорки, «Берег очарованный» — на стихи поэтов Серебряного века. Экспромты по прозе Сент-Экзюпери с музыкальными и текстовыми фрагментами из произведений французского писателя — «Ночной полет», «Военный летчик» и «Цитадель». Далее в афише была представлена музыка Моцарта, Пуленка, Свиридова и две части из трилогии в сценической кантате Карла Орфа — Carmina Burana и Catulli Carmina. Говоря о выборе композиторов для новых программ, Елисеев сказал: «начиная с Баха и Моцарта, хоровая музыка стала едва ли не базовой. Мы это знаем и потому ничего не боимся исполнять!». Так, в джаз-концерте зрителям провели экскурсию в историю джазовой музыки с хоровыми иллюстрациями — от Нового Орлеана через Чикаго в Европу, с остановками в Москве и Ижевске до прибытия в Нью-Йорк. За всеми новинками репертуара капеллы не уследить, но можно утверждать, что жителям Ижевска и всей республике необычайно повезло с такими целеустремлёнными талантливыми артистами.

Говоря о поэтическом контексте концертных выступлений, А.А. Елисеев как-то сказал: «Пушкин и Блок для меня самые-самые». А драматургию концерта он выстраивает, «исходя из темпа и длительности сочинений: быстро-медленно, длинно-коротко, а также из той музыки, к которой привык». На саратовской сцене Анрей Александрович немного изменил программу выступления, и сказал мне, что часто поступает таким образом, исходя из настроений в зале и ситуативных возможностей. В нашем городе он уже седьмой раз. По приглашению Анатолия Селянина неоднократно сотрудничал с оркестром духовых инструментов «ВОЛГА-БЭНД». Работал с хором Л.В. Лицовой.

Конечно, и один концерт многое даёт для подъёма духовной планки слушателей, но не раскрывает всех возможностей творческой палитры коллектива. Нам бы хотелось, чтобы встречи с Академической симфонической капеллой творческого коллектива «Государственный симфонический оркестр Удмуртской республики» стали регулярными. После мы побеседовали, обсудили композицию Элтона Джона на английском языке, и Андрей Александрович Елисеев вручил мне ноты народной удмуртской песни с автографом и надписью «Спасибо за любовь к живому звуку». Спасибо Вам, маэстро! Желаем новых открытий.

Прозвучали произведения:

Ю. Толкач, Ф. Васильев «Высокие сосны»,

П. Чайковский «Достойно есть»,

А. Дагомыжский, А. Пушкин «Вянет, вянет лето красно…»,

«Буря мглою небо кроет», Ж. Оффенбах «Баркарола»,

Ф. Пуленк, Г. Апполинер «Белый снег»,

П. УУсберг «Музыка»,

Г.Свиридов, С. Орлов «Как песня родилась»,

Р. Щедрин, А. Вознесенский «Первый лёд», «Горный родничок»,

В. Бакалейников «Бубенцы», солист Алексей Чучкалов,

В обработке И. Степанян «Мон тодам ваисько» Г. Корепанова и «Прощай, дорога из жёлтого кирпича!» Элтона Джона,

А. Зацепин «Песенка о медведях»,

Ю. Фалик, А. Пушкин «Бог помочь вам».

 

8 фото Алисы Игошиной