Елена Игошина: «Хвалынское притяжение» - итоги пленэров 11 ноября в СОДРИ

Мне всё твоя мерещится работа,

Твои благословенные труды:

Лип, навсегда осенних, позолота

И синь сегодня созданной воды.

Подумай, и тончайшая дремота

Уже ведёт меня в твои сады,

Где, каждого пугаясь поворота,

В беспамятстве ищу твои следы.

Войду ли я под свод преображённый,

Твоей рукою в небо превращённый,

Чтоб остудился мой постылый жар?..

Там стану я блаженною навеки

И, раскалённые смежая веки,

Там снова обрету я слёзный дар.

Анна Ахматова

Хвалынские пленэры – что это, дар для отдохновения или работа?

Прекрасные дамы Елена Палехина и Елена Панфёрова поделились мнением художников и своими мыслями на эту тему с большим собранием в Галерее 2-го этажа Дома работников искусств.

Свой доклад по итогам пленэров Е.Н.Панфёрова начала со слов Заслуженного художника России В.А.Мошникова, что для него Хвалынск – это место, где можно встретить и пообщаться с людьми, для кого искусство – и средство, и путь, путь к себе и в том числе и к Богу. И для Елены пленэры – это «ощущение полёта и воли божественных прикосновений».

Заведующая Хвалынским художественно-мемориальным музеем К.С. Петрова-Водкина В.И.Бородина ощущала себя всегда частью группы П.Маскаева – В.Мошникова, она говорила: «Искусствовед как врач фиксирует симптомы и ставит диагноз». В книге «Путь через Хвалынск», изданной музеем Радищева в 2016 году, на которую ссылались ведущие вечера, приведены слова Валентины Ивановны о поиске художниками-хвалынцами пути как «попытке вернутся к истокам, туда, где культура в действительности выполняла свою основную миссию – быть посредницей между Небом и землёй, окрашивать временное в вечное, «сеять» небесные символы на земле, поднимать человека к высотам Духа». 

Ольга Гудкова, поразившая многих своими одухотворёнными изображениями волжских берегов, на пленэрах уже 18 лет, и каждый раз попадала в новую страну, «наверно, потому, что ты сам уже другой».

Автор тонкой живописи и пространственной графики Елена Палехина, под чьим руководством прошло и получилось очень удачным, на взгляд гостей, формирование экспозиции, отметила пространственное изменение с искривлением пространства на белых хвалынских холмах, которое влияет и на мировосприятие живописцев: «наша группа – это стремление к чистоте мыслей, чувств, к чистоте линий.  Внутренние слои имеют большее значение, чем внешние».

Светлана Лопухова и Елена Мальцева – старожилы пленэров, они часто работали вместе, а результаты разительно отличались. Оставалось общим мощное энергетическое влияние картин на зрителя. Елена сказала, что «здесь мы пишем источником света творческие судьбы». А Светлана поделилась чувством обретения мудрости по отношению друг к другу в результате поездок.

Наталья Леонтьева – мастер зрелый и тонкий, не смогла приехать на этюды, но писала картину дома, вспоминая свои впечатления: «Для меня Хвалынск – это Рай на Земле, набираюсь там сил на год». 

Елена Батраева, чьи картины динамичны и образны, выразила своё мнение, обобщив общее впечатление о пленэрах: «Это мой институт творчества и духовного роста».

Акварели, графика, предметы декоративно-прикладного искусства, представленные на выставки, несут на себе отсвет высоко духа. Поэтому многие отмечают изменения и на физическом уровне. Для Екатерины Мильчевской выезды на природу – «это переосознание, перезагрузка и творческий инсайт».

Елена Шачнева, верный хранитель традиций, точно определила взаимоотнощения участников группы: «Здесь нет барьеров Учитель-Ученик. Поражает готовность патриархов щедро делиться опытом с другими».

Мария Давыдова отметила возможность «прикосновения к себе через творчество», а Вераника Павлик старалась «по крупицам собирать старые ценности и пропускать их через себя».

Людмила Великанова, отдавая дань мастерству великих мастеров, сказала: «Наша очередь намоливать хвалынское пространство своим творчеством». Алёна Хватова сказала: «это пространство позволяет прочувствовать тонкие вибрации чего-то запредельного и цельного». Рассказы о творческих исканиях художников иллюстрировались фотографиями на большом экране.

Ведущие рассказали о городских мероприятиях между выходами на природу. Частый гость Хвалынска, уралец В.Степанов представил саратовцам и посетителям музея Петрова-Водкина доклад «Поэзия Санкт-Петербурга», подытожив, возвращаясь к Хвалынску, что умиротворяющая красота живой природы – это аккумулятор открытий. Людмила Арутюнян выступала с докладом «Иеротопия пространственных икон», в результате обсуждения которого художники задумались, что, возможно, их творчество и представляет собой пространственную икону, которая создаётся в общении с людьми в процессе творчества.

Председатель саратовского отделения СХ РФ Людмила Маханькова отметила высокий уровень представленных работ и пожелала художникам дальнейших успехов в творчестве.

Эта выставка отличается от традиционных совместной с этюдами студентов СХУ экспозицией. Юные художники хорошо потрудились под жарким солнцем, этюдов было много, здесь представлены лучшие работы, отражающие красоты волжской природы и достопримечательности города Хвалынска. Надеюсь, совместная с профессиональными художниками выставка будет полезной для студентов и вызовет отклик профессионалов. А главное, обратит на себя внимание руководства города, и позволит проводить итоговые совместные выставки непосредственно в Хвалынске, как это было в 2019 году. Люди быстро привыкают к хорошему и ждут этого праздника красок, съезжаясь в город отовсюду – были замечены в августе ценители прекрасного из Тольятти, Самары, Екатеринбурга, Питера и Москвы. Для студентов есть у нас напутствие от Константина Бальмонта:

 

Бог создал мир из ничего.

Учись, художник, у него, —

И если твой талант крупица,

Соделай с нею чудеса,

Взрасти безмерные леса

И сам, как сказочная птица,

Умчись высоко в небеса,

Где светит вольная зарница,

Где вечный облачный прибой

Бежит по бездне голубой.

 

Музыкальные выступления студентов консерватории приятно порадовали собравшихся. Мы аплодировали В.Харченко, М.Зазыкиной, Э.Саркисовой, Т.Краевской (концертмейстер Ю.Михнюк).

Родоначальник пленэров Владимир Мошников не смог приехать в Хвалынск, но отметил внутреннюю радость членов своей группы, там «каждый попадал в это внутренне поле и ощущал его». Он сказал, как важно, чтобы культура не была разделена, а установилась как внутренняя связанность, возникшая ещё с 1992 года. По настоянию Павла Маскаева, в хвалынское братство должна иметь возможность приезжать каждая живая душа. Он пожелал всем, чтобы были силы и желание идти дальше и никого от себя не отталкивать. Владимир Александрович рассказал о совместной работе с музеем «Царскосельская коллекция», о значении работы группы «Маковец»  и художника Сергея Романовича.

«Работы студентов СХУ – это тоже некая связанность, пусть пока ещё только внешняя, но надеюсь, что будет и внутренняя». Мошников поставил всем задачу достойно подготовиться к дню рождения К.Петрова-Водкина в следующем году.

В заключение мероприятия обещали показать фильм саратовского телережиссера Марины Селивановой и оператора Павла Ёлочкина «Хвалынск город курорт», но я этого уже не видела, подожду отзывов зрителей.

Выставка доступна к просмотру в часы работы СОДРИ, вход свободный.

 

29 фото автора

  • Просмотров: 1809

Яндекс.Метрика