«Социум: нелинейность, хаос, фрактальность»

Лекция Веры Владимировны Афанасьевой «Социум: нелинейность, хаос, фрактальность» прочитана в четверг, 22 ноября 2018 года на заседании Философско-гуманитарного Земского клуба «Росс-XXI век» в «Земском обозрении».

Тезисы приведены ниже (уточню: это именно предварительные тезисы, академический текст, а не расшифровка видеозаписи. Лекция очень-очень отлична от текста).

Кроме лекции, видеофайл содержит некоторые (а именно семь) ответы на вопросы слушателей. Сами вопросы не приводятся.

Обьём 46 минут, 677 мегабайт.

Здесь выступление Сергея Макарова по мотивам лекции (внимание, первоначальный фвйл заменён — добавлен кусочек вначале), 12 минут, 172 Мб: http://zemob.ru/index.php/208-vystuplenie-sergeya-makarova-posle-lektsii-afanasevoj

Здесь прочие выступления объединены в обший файл: Игорь Сухарев (2 минуты), Александр Никитин (5 минут), Владимир Санатин (4 минуты), Анатолий Родионов (3 минуты), Юрий Чернышов (2 минуты). Объём видео 17 минут, 258 Мб. Приложение: тезисы одного из выступавших, Александра Никитина. http://zemob.ru/index.php/209-eshchjo-5-vystuplenij-posle-lektsii-afanasevoj

Здесь заключительное слово Веры Афанасьевой, 4 минуты, 62 Мб? http://zemob.ru/index.php/210-zaklyuchitelnoe-slovo-very-afanasevoj

Справка: В.В. Афанасьева - доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры философии и методологии науки философского факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского: https://www.sgu.ru/person/afanaseva-vera-vladimirovna

СОЦИУМ: НЕЛИНЕЙНОСТЬ, ХАОС, ФРАКТАЛЬНОСТЬ

Поиск универсальных законов общественного развития был и остаётся важней проблемой философии, истории, социологии, политологии. Существуют великие концепции социального развития, такие как марксизм, обусловившие не только становление гуманитарной мысли, но и реальные общественные трансформации. Фокус исследования социального развития в разные периоды смещался от анализа универсальных трендов и характера развития до изучения отдельных значимых его этапов. При этом общество интерпретировалось как:

- продукт общественных договорённостей (Ж.-Ж. Руссо),

- часть природы (Б. Спиноза, Д. Дидро),

- результат понимания смыслов и целей общественного развития и человеческой деятельности (М. Вебер, Г. Зиммель),

- сложным образом функционирующая система социальных, экономических, культурных отношений (К. Маркс, Т. Парсон, Р. Мертон).

Этапами общественного развития назывались общественно-экономические формации, цивилизации, различные типы социумов: индустриальное, постиндустриальное, информационное общество, общество постмодерна, общество риска. Если говорить о характере общественных изменений, то классические философские и социологические концепции традиционно выделяют две основные возможности: революционное и революционное развитие, соединяющие все этапы общественного становления некоторой траекторией, обычно циклической или спиральной.

Становление нелинейного мировоззрения, связанное с открытием во второй половине 20-го века явлений детерминированного хаоса, самоорганизации, критичности развития и фрактальности, привело к необходимости переосмысления существующих социально-философских представлений о мире вообще и социуме, в частности, в результате чего сложилась постнеклассическая общенаучная парадигма. Сегодня ясно, что традиционные представления об общественном развитии слишком упрощают социальную действительность, а общество оказывается гораздо более сложным, чем это казалось ещё совсем недавно: оно имеет нетривиальную онтологическую структуру, включающую помимо реальной ещё и виртуальную составляющую; в нём постоянно сменяют друг друга процессы самоорганизации и хаотизации; его многочисленные объекты зачастую имеют фрактальную природу. Основные идеи постнеклассических наук, таких как нелинейная динамика и синергетика, содержат в себе значительный эвристический потенциал, позволяющий исследовать законы общественного развития и отдельные его этапы, конституировать принципиально новые, постнеклассические представления о нём, значительно отличающиеся от уже существующих.1

С точки зрения постнеклассической научной парадигмы, социум – это сложнейшая динамическая система, включающая в себя социальную, культурную, экономическую, техногенную, антропологическую, природную подсистемы и развивающаяся по чрезвычайно сложным законам. Динамичность социума очевидна: социальные отношения постоянно меняются, общество всегда находится в процессах становления, развития, изменения, перехода, его временные изменения обусловлены историческими, экономическими, социальными, культурными, демографическими, экологическими, техногенными причинами и носят необходимый характер. Социум – это и принципиально неравновесная система: отличие средних значений любых характеристик, описывающих социальную систему в целом, от характеристик отдельных её элементов и подсистем может быть весьма значительным. Любое состояние социума, воспринимаемое как равновесное, при более тщательном рассмотрении таковым не является, а характеризует лишь устойчивый, стабильный период развития неравновесной в целом структуры. При синергетическом рассмотрении неравновесность оценивается как положительный, творческий, созидательный фактор развития, напротив, достижение статического равновесия для любого социума означает отсутствие возможности образования новых социальных и экономических структур, воспринимается как процесс, предшествующей стагнации или даже вырождению, умиранию. Социум – это и открытая система. Открытость означает свойство системы обмениваться с внешним миром энергией, веществом и (или) информацией и является непременным условием развития любой системы, закрытость означает невозможность роста и развития.

Важнейшим свойством социума как динамической системы является его нелинейность. Нелинейность, по сути, означает наличие сложного закона, управляющего развитием системы, возможность сосуществования в ней множества различных состояний, так называемой мультистабильности. Именно благодаря свойству мультистабильности нелинейные системы, в отличие от линейных, оказываются более «гибкими», обладают способностью адаптироваться к внешнему окружению, сопротивляться неблагоприятному внешнему воздействию, поскольку могут перестраивать тип собственной динамики. Не вызывает сомнения факт чрезвычайно сложного развития любых социальных систем, однозначно свидетельствующий в пользу их нелинейности, достаточно вспомнить, например, различные, сменяющие друг друга типы общественного устройства, периоды кризисов, революций или, напротив, всплески развития, и многие другие феномены.

Значимой для анализа процессов общественного генезиса является идея самоорганизации. С её помощью можно интерпретировать социум и любые социальные образования (от семей, общин, родов, племён до государств и транснациональных союзов) как самоорганизующиеся общественные структуры, возникающие благодаря росту некоторых общественных флуктуаций. Нелинейное описание априори предполагает сосуществование на различных этапах исторического развития разных типов таких структур (различных форм государственности), которые, развиваясь по нелинейным законам, рождаются, видоизменяются, взаимодействуют друг с другом, умирают. Весь ход истории служит доказательством правомерности подобного рассмотрения.

Если процессы рождения и становления социальных сообществ описываются в терминах самоорганизации, то любые их изменения (например, смена государственного устройства или политического режима, переход к новому типу экономики) представляются бифуркациями той или иной социальной системы. Под бифуркацией понимают качественное изменение состояния системы, возникающее при изменении внутренних и внешних параметров и обусловленное законом развития. В сотвествии с принятой в теории бифуркаций классификацией, социальные бифуркации могут быть «жёсткими» (революции, кризисы) или «мягкими» (реформы, эволюционные изменения). «Бифуркация» – синтетическая нелинейная категория, позволяющая описывать самые разные общественные трансформации и метаморфозы, не имеющая однозначного классического аналога. Знаменитая категория «революция» оказывается всего лишь частным случае бифуркации, другим значимым частным случаем бифуркации является кризис. Достигнув определённого уровня сложности, социум (как и любая нелинейная самоорганизующаяся система) может и должен претерпевать множественные бифуркации, меняющие его социальное, экономическое, технологическое, культурное поле. В результате социальная структура переходит на качественно иной уровень организации, далеко не всегда более сложный, чем предшествующий. Каждая бифуркация раскрывает веер возможностей и всегда меняет направление развития системы, иногда непредсказуемым образом. Разнообразные бифуркационные и критические явления оказываются столь типичными для нелинейного развития, что разрушают сложившийся миф порядка, согласно которому желаемым и безопасным направлением протекания любого процесса объявляется упорядоченное бескризисное развитие. Нелинейные представления о развитии предполагают катастрофы и кризисы не только неизбежными и закономерными, но в ряде случаев и полезными для развития, обуславливающими инновации и благоприятные возможности, а теория бифуркаций и теория катастроф позволяют исследовать различные типы критических состояний и возможности выхода из них.

Множественность бифуркаций позволяет ввести типологию социальных трансформаций:

1) рождение социальной структуры – мягкая бифуркация, в результате которой из малой флуктуации при определённых природных экономических, социальных, исторических условиях медленно, на протяжении исторических времен формируется и растёт некая социальная структура;

2) переход в новое социальное качество – жёсткая бифуркация, в короткое время значительно усложняющая или упрощающая социальную структуру;

3. слияние – мягкая бифуркация, в результате которой несколько социальных структур сливаются в единую развитую;

4) кризис – мягкая или жёсткая бифуркация превращения хаотический динамики;

5) исчезновение – мягкая или жёсткая бифуркация, разрушающая структуру.

Анализ возможных типов бифуркаций для ныне существующих и уже исчезнувших социальных структур может дать интересный материал и для истории, и для практической социологии, и для политологии, и для социальной философии, позволяет выявить «внутренние механизмы» процессов нелинейного социального развития и имеет значительный прогностический потенциал.

Для постнеклассического анализа социальных структур чрезвычайно важными оказываются понятия устойчивости и неустойчивости. Устойчивость означает возможность длительного стабильного существования; неустойчивость предполагает резкое замедление и даже исчезновение процесса или, напротив, бурный рост; смена устойчивости на неустойчивость всегда происходит в результате бифуркаций.

Развитые, значимые, устойчивые социальные структуры крайне редко испытывают жёсткую бифуркацию полного исчезновения, они лишь меняют своё качество, но почти никогда не исчезают полностью. Никакие природные катастрофы, катаклизмы, политические кризисы, войны не могут привести к исчезновению социальной структуры, если у неё длительная история, развитые культурные традиции, накоплен значительный материальный субстрат. Неустойчивость часто приводит к стремительному росту структуры, подавляющей в результате конкуренции другие, менее развитые структуры, примером этого являются социальные и экономически монополии.

Следует отдельно остановиться на особенностях нелинейного развития. Нелинейное развитие с необходимостью предполагает многообразие, поливариантность путей развития любой сложной системы, вытекающую из принципиальной мультистабильности нелинейных систем и множественности возможных типов бифуркаций. При этом все направления развития оказываются значимыми, имеют равное право на существование, а само развитие представляется не единой дорогой – магистралью, как в классике, а сложной сетью пересекающихся, переплетенных, петляющих путей. Постнеклассический анализ социальных систем фундируется строгими науками, поэтому в ряде случаев возможно создание математических моделей, исследование которых даёт возможность выявить скрытые механизмы развития, «заглянуть за кулисы» сложных нелинейных процессов и в некоторых случаях использовать полученные знания, направляя движения по самому благоприятному из множества возможных путей; возможность изменения направления развития связана с выбором начальных условий, что в ряде случаев вполне достижимо. Должным образом меняя внешние и внутренние параметры, можно повернуть развитие нелинейной системы в оптимальном направлении, и это обеспечивает возможность управления нелинейными социальными процессами. Подчеркнём, что, изменяя начальные условия, мы только выбираем одно из возможных направлений, предусмотренных законом развития системы, но никоим образом не создаём его.

Нелинейное развитие означает возможность возникновения как упорядоченных, так и хаотических режимов динамики, более того, предполагает хаотические режимы развития типичными и закономерными для большинства природных и социальных систем. Нелинейное рассмотрение предполагает, что хаотические режимы являются не переходными, пограничными, промежуточными состояниями, возникающими после бифуркаций перед установлением упорядоченных состояний, а, напротив, полноценными, долгоживущими, типичными, зачастую преобладающими и определяющими развитие системы.

Для описания различных типов развития имеет важнейшее значение постнеклассическое представление об аттракторах. Будучи сугубо математическим понятием, аттрактор имеет и естественный, реальный эквивалент: каждому аттрактору соответствует определённый, долгоживущий тип поведения системы, её устойчивое состояние. Информация о существующих в системе аттракторах однозначно определяет знание возможных типов её динамики и их свойств. Самыми известными классическими аттракторами являются циклы, в контексте исследования социума как нелинейной системы имеет смысл говорить о существовании множества циклов различной длительности, можно выделить социальную, экономическую, природную цикличность как основу изменений социальных структур. Нелинейная динамика, исследуя естественные и социальные процессы как феномены одной природы, позволяет обнаружить кооперацию и синергию или, наоборот, противофазность, некогерентность, конкуренцию природных и социальных, политических и экономических циклов.

Однако представления о цикличности, весьма популярные в социальных науках, оказываются недостаточными для описания всего многообразия процессов нелинейного социального развития. Одним из важнейших результатов синергетики и нелинейной динамики стало открытие в системах различной природы странных аттракторов, топологически нетривиальных (фрактальных) объектов, соответствующих детерминированному хаотическому поведению. На сегодняшний день известно, что хаотическая динамика оказывается типичной для нелинейных систем: развитие огромного множества систем самой различной природы описывается не окружностью, а куда более сложными, не имеющими классического названия, траекториями.

Закономерен следующий вопрос: каково место детерминированных хаотических режимов в процессах исторического и общественного развития, существуют ли социальные странные аттракторы? Многое свидетельствует в пользу их существования. Детерминированный хаос – очень сложный режим поведения, появляющийся на поздних этапах развития системы, когда последняя уже накопила значительный энергетический ресурс. Свойствами детерминированных хаотических режимов являются сочетание свободы движения и наличие чётко выраженной, хотя и чрезвычайно сложной (фрактальной) структуры; богатство внутренних режимов; возможность перестройки динамики; конкуренция множества различных состояний, приводящая к высокой эффективности и большому коэффициенту полезного действия.

Очевидно, что всеми этими характеристиками, обладают, например, политико-экономические системы высокоразвитых демократических стран, в которых чрезвычайно сложное государственное и общественное устройство сочетается с внутренней свободой развития. Государство чётко и сложно функционирует и развивается, социальные институты, отдельные граждане, организации и общественные объединения обладают значительными свободами и возможностями, существует конкуренция, в результате которой устанавливается оптимальный политический и наиболее выгодный экономический тип развития. Следует подчеркнуть, что режим детерминированного хаоса не только не исключает, но подразумевает существование строгого закона развития, обеспечивает появление упорядоченных «структур в хаосе», в качестве которых в случае социальных систем могут рассматриваться государственные, политические, экономические инфраструктуры. Анархия и разрушение государствам, развивающимся в режиме странного аттрактора, не грозят.

Напротив, государства с навязанным упорядоченным, строго цикличным, развитием, плановым ведением хозяйства, жёсткой периодичностью (вспомним пятилетки), отсутствием конкуренции и демократических свобод обладают низкоэффективной экономикой и подвергаются опасности разрушения. Такие государства функционируют в циклическом режиме, который в принципе не может существовать достаточно долго и быстро разрушается, что и наблюдалось неоднократно в истории. Бифуркацию разрушения навязанного жёсткого периодического режима в недалёком прошлом претерпела и наша страна.

Таким образом, представления о детерминированном хаотическом развитии, сопровождающемся многочисленными бифуркациями и кризисами, заставляет внести серьёзные коррективы в классические представления о социальных законах. Траекторией развития любых нелинейных социальных систем (а именно таковыми оказываются все реальные социальные системы) оказывается не прямая, не окружность, не гегелевская спираль, а сложная линия, не имеющая простых геометрических аналогов. Нелинейное развитие оказывается столь сложным, что никакие классические схемы и модели не справляются с его описанием, и лишь нетривиальные топологические конструкции, странные аттракторы и фракталы, способны передать сложность динамики реальных социальных систем. Фрактальность, описывающая сверхсложную геометрическую структуру различных развивающихся социальных и природных объектов, всевозможных сетей, ещё более усложняет процессы нелинейного развития.2 Подчиняясь особым законам фрактального роста, социальные фракталы демонстрируют «ультра-нелинейное» развитие, которое нуждается в особом и тщательном изучении.

Итак, постнеклассические науки обладают значительным познавательным потенциалом, позволяющим исследовать законы развития социума как целого и отдельных социальных структур. В постнеклассическом рассмотрении социум представляется динамической саморазвивающейся неравновесной открытой системой, для которой типичными оказываются процессы самоорганизации, детерминированного хаоса, различные бифуркации и неизбежные кризисы. Существенной характеристикой нелинейного развития являются поливариантность и мультистабильность, обусловливающие возможность выбора оптимального режима развития нелинейных социальных систем. Постнеклассическая концепция нелинейного развития вносит существенные коррективы в известные классические законы и модели, оставляя за собой право и возможность исследования всей сложности законов развития реального социума.

1 Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика: эволюционный аспект // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994; Князева Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии.1994. № 4; Афанасьева В.В. Детерминированный хаос: феноменологическо-онтологический анализ. Саратов, 2002; Климонтович Н.Ю. Без формул о синергетике. Минск, 1986.

2 Mandelbrot B.B. Fractals: Form, Chance and Dimension. San Francisco, 1977; Фракталы в физике. М., 1988.

  • Просмотров: 2754

Яндекс.Метрика