Национальные идеи — доклад В.П.Санатина Земскому клубу

Национальные идеи стран мира, в их числе национальная идея России - такова была тема заседания Философско-гуманитарного Земского клуба «Росс-XXI век» в издательстве «Земское обозрение» 7 февраля 2020 года, первого заседания в текущем году. Докладчик: В.П.Санатин (текст ниже).

Выступили:

С.В.Макаров,

А.В.Родионов,

В.В.Феллер,

А.В.Тереножкин,

И.Г.Сухарев.

ДОКЛАД В.П.САНАТИНА:

1. Национальная идея – что это?

Национальная идея представляет собой синтез ключевых ценностных, установок самосознания народа, сформировавшиеся на основе его исторического опыта и менталитета и выраженных в представлениях о своей миссии и предназначении в мире. Национальная идея выражает смысл бытия народа, страны и его государства, отвечает на вопрос об их специфике, духовной миссии.

Главным содержанием национальной идеи является вытекающее из народной морали представление о должном общественном устройстве, о служении власти и государства своему народу, о главенстве коллективных прав (общины, народа, нации, государства) над правами личности.

Национальная идея характеризует ряд конкретных представлений о жизнедеятельности в общественном сознании народа:

- о сделанном предками историческом выборе пути развития;

- о роли в мире и отношении к другим народам;

- о своём месте в разделении общественного труда, в мировой экономике и культуре;

- об образе будущего, способах и целях существования, духовной миссии, предназначении, и прочем.

С позиции власти и правящего класса, национальная идея рассматривается как консолидирующая интегративная идеология, ориентированная на формирование государственно-патриотических установок сознания граждан. По сути, это — официальная доктрина или мобилизующая идеология государства. В системе власти функции национально-государственной идеи:

- ценностно-нормативный фактор объединения общества;

- обоснование существующего общественно-политического строя;

- общенациональная идея в полиэтнических сообществах, способ решения «национального вопроса».

- целеполагание, закрепление направления развития общества;

Национальная идея в науке об обществе определяется как систематизированное обобщение национального самосознания, как системообразующий принцип духовно-нравственной жизни нации и основной принцип устройства её общественной жизни и государственности. Идея нации в реальности проявляется, во-первых, как основа национальной идентичности и солидарности, во-вторых, как духовно-нравственное измерение общественного сознания нации по поводу основных вопросов ее бытия в прошлом, настоящем и будущем.

2. Зачем мне и моему народу Национальная идея?

Национальная идея в каждой личности, как в местопребывании народной души и микрокосме национального космоса, – это судьба. Это «я – целеполагание» через призму своей судьбы как части судьбы народа. В этом смысле, национальная идея – плод коллективного разума, предназначенный внушить социальную ответственность сородичам за судьбу своего рода и народа, своей родины-матери и государства-отца. Очевидно, в этом смысле выразился великий Ф.М. Достоевский: «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация». Образно выражаясь, каждому из нас идея России нужна для того, чтобы сознательно жить и работать на свое и общее благо, и умереть с чувством исполненного долга.

Национальная идея представлена в сознании каждого гражданина своего отечества как «гражданская религия», как морально-политический кодекс строителей воображаемого сообщества и должного мироустройства. Такая национальная идея есть ли у России? Объективно – да, как представление о должном «воображаемом сообществе». Субъективно же национальная идея осознаётся далеко не всеми.

3. Национальная идея в России

Понятие «национальная идея» появилось в России в XIX веке у «славянофилов» как «русская идея», как идея «соборного спасения во Христе» (А.С. Хомяков), поскольку русская религиозность основывается на представлении о личном спасении как о коллективном духовном спасении «всем миром». «Русская идея» как мифологема (или идеологема) подчёркивает своеобразие исторического развития народа России, в отличие, прежде всего, от стран Запада. Помимо «соборности» она включает также идеи «всеединства» (В.С. Соловьев), «родного и вселенского служения» (В.И. Иванов), «созерцающего сердца» (И.А. Ильин), «коммюнотарности и братства людей и народов» (Н.А. Бердяев), и т.д. Национальная идея как мессианская идея России возникла в рамках православной культуры. О её духовном происхождении В.В. Соловьев писал «Идея нации есть не то, что она сама о себе думает во времени, но то, что Бог думает о ней вечности».

Национальная идея представляется проектом исторического конструирования великих мира сего, имеющий, однако, глубокие исторические и геополитические основания. Период «Святой Руси» связан с выбором князем Владимиром православия в качестве государственной религии и идеологии и последующим крещением Руси.

Концепция «Третьего Рима» возникла при Иване Грозном, после освобождения от ига Орды и падения Византии, когда Россия стала единственной православной державой.

Поворот Петром I России в сторону вестернизация был связан с завершением Смутного времени и поиском новой идентичности, колебаниями между старым порядкам и влиянием Европы.

После победы над Наполеоном вопрос о предназначении России решался в споре западников и славянофилов. Западники отрицали уникальность России и считали приемлемым для неё путь Запада. Официальная позиция была выражена императором Николаем 1 и сформулирована известной формулой графа Уварова «Православие. Самодержавие. Народность», а также национальным девизом "За Веру, Царя и Отечество». Однако, противоречие между официальной идеей дворянско-монархических элит и развитием экономики по западному буржуазному пути через несколько десятилетий привело сначала к буржуазной, а затем и социалистической революции. Народы России решили жить по своим понятиям «народности», ценностное ядро которых выражается как «правда-истина», «справедливость» и свобода-воля».

В своеобразной форме славянофильское понимание национальной идеи было реализовано в советский период истории России. Идея мировой революции в СССР исходила из миссии освобождения человечества от эксплуатации и построения коммунизма как справедливого общества, «царства Божия» и «земного рая», что по сути было подобно позиции славянофилов, согласно которой Россия должна вселенской любовью объединить Запад и Восток, спасти мир от бездуховного материализма Запада, утешить угнетённых и страждущих. Особую позицию по данному вопросу занимал выдающийся русский мыслитель, историософ, литературовед и публицист В.В. Кожинов: в отличие от европейских наций, у России нет и не может быть национальной идеи, поскольку идея «Третьего Рима», попытка перевода на путь Запада при Петре I, как и коммунистическая идея - по сути, не являются русскими и российскими идеями. При этом в отрицании национальной идеи России как движущей силы развития русского народа он видел его особую всемирную роль и мессианскую миссию быть выше национальных интересов и выражать интересы человечества в целом.

Провал советского проекта, как известно, привёл к смутному периоду «лихих 90-х», которые С.Говорухин назвал «Великой Криминальной Революцией». Победившие демократы приняли решение реализовать либерально-рыночный западнический проект обустройства России. Произошел великий раздрай и Патриотическая левая и либеральная оппозиция оценивает политику и практику реализации российской национальной идеи как предательство новорусской правящей элитой представлений большинства россиян о новой России. Новая власть воплотила свою новорусскую национальнаю идею, суть которой – в разграблении национальных ресурсов, сделать бизнес на России и свалить за рубеж.