Второй этап роста цен: отменят ли акцизы на бензин?

Правящий режим 18 лет не может научиться современным методам управления большими системами и с тупым упорством применяет стародавний и малоэффективный метод «ручного управления». Отсюда наблюдаемый крах «частных АЗС» и усиление ВИНК, отсюда рост цен на ГСМ.

Центр исследований проблем реальной экономики при РЭУ имени Г.В.Плеханова прислал мне свой очередной обзор, тема которого «Бензин в октябре». Суть его в следующем: «с начала года цены на бензин к 15 октября выросли на 9,1%.

Средние цены на бензин в России в начале октября начали рост так же бурно, как весной. Семь недель стабильности после весеннего повышения завершены.

Весенний ценовой топливный кризис завершился применением метода «ручного управления»: публичные обещания с угрозами президента и его подчинённых, снижение с 1 июня акцизов. В результате правительство согласилось с ростом цен, взамен услышав непечатное обязательство крупных нефтяных компаний зафиксировать возросшие цены в рознице.

Стабильность нарушило правительство, решив с 1 января 2019 года повысить акцизы на ГСМ в размере значительно выше уровня инфляции: в 1,5 раза. В преддверии этого роста налогов биржевая стоимость бензинов поднимается 3-й месяц подряд, а объёмы биржевых продаж, наоборот, снижаются.

Разумеется, розничные цены не могут устоять. Сначала цены вынуждены поднять «частные» АЗС, вслед за ними АЗС более крупных фирм (в частности, «Петербургская топливная компания» подняла розничные цены на дизельное топливо на 9% – до 50 рублей), на очереди АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК)».

На самом верхнем уровне – в администрации президента, Банке России, правительстве, Госдуме, в профессиональных объединениях бизнес-структур начался политический торг, темой которого стали, с одной стороны, розничные цены на ГСМ, а с другой – акцизы, НДПИ, экспортные пошлины.

Как верно заметила аналитик «VYGON Consulting» Анна Львова: «Баланс на рынке сейчас поддерживается в ручном режиме…». Она говорила о топливном рынке. Однако, ту самую оценку можно распространить на все отраслевые рынки в РФ, и на все 18 последних лет. За все эти годы правящий режим не смог (или не захотел) научиться современным методам управления большими системами и с тупым упорством применяет стародавний и малоэффективный метод «ручного управления».

Одно из следствий этого – повсеместная монополизация. Ведь, прежде чем применить «ручное управление», инициатор должен пробиться к той голове, которая управляет этими ручками. Понятно, что средний и крупный бизнес (не вспоминая уж мелкий) даже в лице своих объединений инициировать процедуры «ручного управления» не в состоянии. Доступен данный метод лишь для считаных единиц крупнейших корпораций, которые и применяют его к своему удовольствию. Отсюда наблюдаемый крах системы так называемых «частных АЗС» по всей стране и дальнейшее усиление ВИНК.

 

Игорь Сухарев