Запланированная депрессия: 2-кратная безработица

Из-за отмены пенсий для некоторых категорий граждан, к 2024 году без работы останется 7,8 миллионов человек. То есть, почти десятая часть трудоспособных будет голодными и нищими, как в фавелах Бразилии.

Таков расчёт доктора экономических наук А.В.Кашепова, опубликованной в статье «Прогнозирование рынка труда в условиях современных институциональных реформ» (журнал «Социально-трудовые исследования» ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда РФ, №1 (34) 2019 год).

Прогноз автора основан на официальных данных и прогнозах Росстата, МЭР, «Основных направлениях деятельности правительства РФ» и совершенно расходится с оптимистичным «Прогнозом социально-экономического развития РФ на период до 2024» МЭР, по которому безработных будет лишь 4,6% к 2024 году.

Я склонен верить доктору Алексею Кашепову, потому что и без его детальных расчётов понятно: численность женщин, которым отменили пенсию на пять лет, примерно 5 миллионов человек, и плюс численность так же обездоленных мужчин примерно 4,5 миллиона человек за те же пять лет. То есть, примерно 9,5 миллиона стариков за 2019-2024 годы заставят выйти дополнительно на рынок труда.

И кто их там ждёт?

Немножко новых рабочих мест создаются всего лишь в нескольких остающихся живыми регионах страны: Москва и Подмосковье, Краснодар и Сочи, Дагестан и Чечня, Тюмень и Челябинск... Одновременно по всей стране заводы и фабрики сокращают штаты (как, например, саратовские заводы «Контакт» и «Тролза») или закрываются (как, например, саратовские «Волга-мост» и завод «Резервуарных металлоконструкций»). Регионами-лидерами по снижению рабочих мест за три года стали Свердловская (-101 тысячи мест), Иркутская (-64,7 тысячи мест), Саратовская (-62,8 тысячи мест) области.

При этом, если средние числа могут кого-то успокоить, то как быть старикам в тех регионах, где уже сейчас уровень безработицы зашкаливает: Астраханская область и Карелия (порядка 8%), Курганская область, Бурятия, Забайкалье (порядка 10%), северокавказским республикам (свыше 10%)? (Данные исследования «РИА Рейтинг»).

Игорь Сухарев

В завершение приведу выводы доктора Алексея Кашепова из указанной статьи (https://www.vcot.info/assets/img/magazine/issues/2019/34.pdf):

ВЫВОДЫ

Повышение пенсионного возраста вызовет увеличение численности населения в трудоспособном возрасте по среднему варианту примерно на 9 млн человек в 2023–2024 гг. При этом дополнительное вовлечение лиц в возрасте 55–60(65) лет в состав рабочей силы составит не более 4–5 млн человек, поскольку половина «новых трудоспособных» уже входит в состав рабочей силы. Потери населения от невыплаты пенсии «новому трудоспособному» контингенту составят около 1,5 трлн руб. в год в 2023–2024 гг.

При сохранении параметров роста ВВП, производительности труда, заложенных в прогноз Министерства экономического развития до 2024 г., спрос экономики на рабочую силу будет иметь тенденцию к росту, но в целом изменится незначительно. Вследствие опережения роста численности рабочей силы над ростом числа рабочих мест безработица может увеличиться с 3,5–4,0 млн до 7,7–7,8 млн человек и составить 9,6–9,7% от численности рабочей силы.

Паллиативные меры социальной защиты, включая введение уголовных наказаний для работодателей за «необоснованные увольнения», могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия, которые пока трудно поддаются прогнозированию.

Влияние повышения пенсионного возраста на рождаемость и динамику населения в целом (изза «проблемы бабушек») также пока трудно поддается прогнозированию. Во избежание роста безработицы Правительству РФ необходимо срочно разработать новую Программу сохранения и создания рабочих мест на долгосрочный период и приступить к её реализации. В Программе следует наметить пути решения взаимно противоречащих целей: развития цифровой мобильной занятости для молодёжи, и роста производительности труда в этом сегменте рабочей силы и сохранения достойных рабочих мест для работников предпенсионного возраста без существенного роста производительности труда в данном сегменте. В целом программа должна быть направлена на увеличение числа функционирующих в экономике рабочих мест на 3–5 млн.

Официальный прогноз социально-экономического развития на период до 2024 г. должен быть пересмотрен в части увеличения численности рабочих мест и занятого населения, а также его дополнения реалистическими вариантами возможного роста безработицы. Эти задачи также должны быть также учтены при разработке официального прогноза на период до 2035 г. Прогнозы и программы содействия миграции населения, особенно трудовой миграции, и миграционное законодательство должны быть переработаны с целью дифференцированного по возрастным и профессионально-квалификационным группам повышения мер защиты внутреннего рынка труда на период адаптации населения и экономики к принятым изменениям пенсионного и трудового законодательства. Последнее означает защиту рынка труда от малоквалифицированной иностранной рабочей силы, но не от приоритетных категорий соотечественников и высококвалифицированных мигрантов, прием которых намечен согласно Указу Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы».

  • Просмотров: 1038

Яндекс.Метрика