Бесплатный осмотр - совет - рекомендация в стоматологическом кабинете «Дента-Вик».

Московская, 59 (угол Радищева). Запись по телефону 8-906-302-82-92

 

      

Судьба портрета - портрет судьбы (к 111-летию И.С.Мустафина)

11 сентября в Саратовском колледже водного транспорта, строительства и сервиса прошло заседание, посвящённое торжественному акту передачи в дар училищу портрета профессора Исаака Савельевича Мустафина - знаменитого выпускника первого набора

тогда ещё Саратовской школы судомеханических специальностей, которая потом была преобразована в Речное училище, а теперь в Колледж водного транспорта, строительства и сервиса. Это славное учебное заведение почти 100 лет готовит высокопрофессиональные кадры для водного транспорта. Так что выпускников учебного заведения можно встретить в среде морских и речных капитанов, механиков, руководителей пароходств в самых различных уголках мира.

В 1922 году Исаак Мустафин поступил в это только что созданное заведение, готовящее специалистов-водников. Влюблённый в Волгу, он с 10 лет начал подрабатывать котлочистом на пароходах в Саратовском затоне, потом работал кочегаром на землечерпалке «Волжская-30», матросом на пароходе «Крейсер», масленщиком на баркасе «Речник», был председателем судового комитета, мечтал стать капитаном дальнего плавания. Судьба распорядилась иначе, он, как впоследствии написал его биограф писатель Б.И.Казаков, стал «штурманом в море химических реактивов». Но жизнь выдающегося учёного-химика навсегда оказалась связана с Волгой, которая испокон веков была щедра на талантливых людей.

Среди великих сынов великой реки имя И.С. Мустафина стоит особняком: столь необычен и уникален был этот человек, сумевший в настоящем услышать вызовы будущего и с удивительным достоинством ответивший на них. Его недолгая жизнь и сейчас отзывается долгим эхом в памяти знавших его и восхищавшихся им людей. Профессор И.С.Мустафин одним из первых начал говорить о проблемах реки, о том, что надо беречь водные ресурсы и заботиться о них, чтобы не превратить Волгу в бомбу замедленного действия. Во время его жизни мало рассуждали об охране окружающей среды. Считалось, что от природы не надо ждать милостей, а необходимо взять у неё все богатства. Удивительно, что ещё в тридцатые годы двадцатого века И.С.Мустафин приступил к решению проблем, которые сегодня мы называем экологическими. Проблем, связанных со сточными водами, с использованием и происхождением нефти, угля и газа, с жизнью речных и морских обитателей.

Заместитель министра транспорта РФ, руководитель Федерального агентства морского и речного флота Ю.А. Цветков в письме директору Саратовского колледжа И.А. Алешиной написал о Мустафине: «Он стал всемирно известным химиком, а его работы, нацеленные на решение экологических проблем великой русской реки Волги, стали настоящим прорывом и не утратили актуальности в XXI веке. Уверен, что делу обеспечения преемственности и поддержания славных традиций колледжа, хорошо послужат преподнесённые в дар учебному заведению архивные материалы и портрет выдающегося учёного и фронтовика И.С.Мустафина работы народного художника РСФСР А.Васильева».

Сын автора портрета – Александр Васильев, знакомый телезрителям как ведущий передачи «Модный приговор» и историк моды, написал: «Отец очень любил этот портрет, точно передающий, по мнению знавших профессора Мустафина, его характер: вдохновенную порывистость и задумчивую проникновенность, радостное восприятие жизни во всех её проявлениях и затаённую боль, которую не может не испытывать человек, обнаруживая дисгармонию в мире, задуманном так гармонично. Мой отец, народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, не писал портреты на заказ. Профессор Мустафин привлёк его своим могучим интеллектом и ренессансной широтой интересов. Сама жизнь Мустафина, несправедливо короткая и невероятно яркая, вместившая и рабочую профессию, и военный опыт, и научный поиск, не есть ли путь, не всем доступный, но всех привлекающий? Сегодня, когда этот портрет займёт своё место в стенах вашего учебного заведения, мне хочется, чтобы он напоминал вам о лучшем, что есть в каждом из нас и что так ярко проявилось в личности человека, которым ваш колледж и ваш город вправе гордиться».

…В далёком 1946 году Александр Васильев-старший был приглашён в Саратов для участия в постановке спектакля Д. Гоу и А. Д'Юссо "Глубокие корни" в Саратовском драматическом театре. Популярная в те годы в Саратове молодая актриса, красавица Валентина Семёновна Сурикова (впоследствии заслуженная артистка РСФСР) познакомила папу с московским художником. Исаак Мустафин, тогда молодой преподаватель химфака Саратовского университета, предложил Васильеву участвовать в «ликвидации культурной безграмотности» своих студентов и пригласил его прочитать несколько лекций по искусству для своих студентов–химиков. Васильев согласился и с удовольствием рассказывал о новой эстетике театрального представления и тенденциях визуального искусства ХХ века. На лекции собирались и студенты, и преподаватели, и актёры саратовских театров, и учащиеся Саратовского художественного училища, потому что лекции Васильева были необычными и по форме, и по содержанию. Во время своих лекций художник иллюстрировал рассказ мгновенными рисунками мелом на чёрной доске, которая привыкла к формулам и уравнениям химических реакций. Художник и химик подружились, часто подолгу засиживались в лаборатории, обсуждая самые разнообразные вопросы. Наука и искусство были их средой обитания, человеческим и политическим убежищем. Мустафину нравились парадоксальные взгляды художника, а художник Васильев рассказывал, что ему было интересно погружаться в новый для него мир химических формул и тайн, которые в изложении Исаака казались простыми, понятными и осязаемыми, «они преподносились научно, то есть во всём трагикомическом величии неудач и побед». У Мустафина, по словам Васильева, «определённо был не только дар учёного, но и художника, он завораживал моё воображение, обращаясь не просто к логическим построениям, но и к визуальному ряду – рисуя красивейшие структурные формулы и кривые зависимостей различных свойств моими разноцветными карандашами».

После громкой премьеры спектакля "Глубокие корни" Васильев вернулся в Москву, а Мустафин продолжал учить своих студентов, рассказывая им о теории строения органических соединений и о теории действия аналитических реактивов.

В 1982 году, когда я начал работать в Московском химико-технологическом институте имени Д.И. Менделеева, мне тоже посчастливилось познакомиться с художником А.П. Васильевым во время его персональной выставки в выставочном зале Академии художеств на Кропоткинской улице (теперь ей вернули старое имя Пречистенка). Меня представили художнику. Когда Александр Павлович услышал мою фамилию, то сразу же заявил: «В молодости я дружил с Вашим однофамильцем, саратовским химиком Исааком Мустафиным». На это я ответил, что я не однофамилец, а сын профессора Исаака Савельевича Мустафина, он искренне удивился и, как мне показалось, обрадовался, попросил меня рассказать о себе, а потом прервал мой рассказ, сказал, что хочет написать портрет моего папы и попросил меня передать ему папины фотографии, чтобы более отчётливо воссоздать образ человека, с которым познакомился 35 лет тому назад.

Александр Павлович пригласил меня к себе в мастерскую на Фрунзенской набережной. Когда я передал ему папины фотографии, он долго их рассматривал, иногда закрывал глаза, потом смотрел на меня, будто сканировал черты моего лица, потом начинал вспоминать разговоры, которые они вели в лаборатории химфака Саратовского университета с моим папой. Со стен мастерской Васильева на меня глядели лица разных людей, весело улыбались многочисленные васильевские «балбетки», шли люди по улицам незнакомых мне городов и старались заговорить со мной. Потом было несколько совершенно незабываемых встреч, во время которых Александр Павлович просил меня позировать для написания папиного портрета, а в это время с удовольствием рассказывал мне о моём папе, о «крамольных мыслях», которыми они делились друг с другом, и я заново знакомился со своим отцом. Александр Павлович рассказывал мне и о своём сыне - Саше, уехавшем во Францию, он очень переживал за него, ведь тогда, в советские годы, отъезд из СССР был равносилен убийству и забвению. Но он определённо гордился своим сыном, который учился в Сорбонне, отчётливо знал, чего он хочет и что может сделать в жизни. Тогда невозможно было представить, что Саша Васильев станет знаменитым историком моды, ведущим ежедневной телепередачи «Модный приговор» на Первом канале Российского телевидения, популярным медийным человеком, которому рады на всех телевизионных и радио каналах.

Когда Александр Павлович завершил работу над портретом папы, то передал его мне. Я, тогда уже защитивший диссертацию, начал копить деньги, потому что понимал, что портрет, выполненный народным художником РСФСР, членом-корреспондентом АХ СССР стоит намного больше, чем месячный и даже годовой доход молодого, хотя и старшего научного сотрудника. Но Александр Павлович категорически отказался от денег и дал мне очень важный совет: «Дима, никогда не думай о деньгах, работай, не ожидая гонорара, работай бескорыстно, за это воздаётся намного щедрее». На портрете он сделал надпись "Диме. На память. А.В." И подписал внизу картины "А.В. 1983". Потом он несколько раз приглашал меня к себе в мастерскую, а иногда я сам приходил к нему без приглашений, пользуясь поводом поздравить его с каким-нибудь приближающимся праздником.

А.П.Васильев не был мастером заказных портретов. Он всегда сам выбирал себе модель, и уже в этом проявлялось его отношение к окружающему его миру, его взгляд на человека.

В портрете Мустафина Васильев очень верно уловил выражение лица человека, охваченного творческим порывом. Взгляд учёного одновременно сосредоточен и рассеян. Широко раскрытые глаза устремлены в бесконечное пространство, в вечность. Что-то изумляет его и что-то притягивает. Создавая портретный образ профессора, Васильев соединил в одно целое то, что помнил о встречах с учёным с тем, что он думал о нём. На портрете как бы стирается грань между изображением и живым человеком, на холст переносятся ощущения полноты жизни, её движения, происходит преодоление статичности живописного двумерного изображения.

На портрете профессор И.С.Мустафин изображён с букетом полевых тюльпанов. Работая над образом учёного, Васильев вспоминал, как вместе с Мустафиным они путешествовали по заволжским степям, которые весной покрываются невероятно красивыми коврами из разноцветных тюльпанов. Бескрайнее море тюльпанов – красных, жёлтых, белых. «Самый высокопрофессиональный ландшафтный дизайнер не смог бы реализовать такую немыслимую красоту», - размышлял А.П.Васильев. И сам учёный на портрете художника олицетворяет собой весенний мир, в котором верховодит наука, – мир, логично построенный, полностью познаваемый, предсказуемый, непрерывный, справедливый и гармоничный – гармоничный, как профессор Исаак Савельевич Мустафин.

Любой портрет - это всегда остановившееся время со всеми его особенностями, страстями, радостями и трагедиями. Портрет кисти художника А.П.Васильева - свидетельство своего времени: тесная рама сжимает мир человека, охваченного творческим порывом, но не может остановить его. Портрет И.С. Мустафина, написанный в 1982 году, уже после его кончины, очень точно передаёт атмосферу своего времени - времени жизни профессора Исаака Савельевича Мустафина. Времени отчаянного желания свободы и счастья.

Решением Министерства образования Саратовской области и руководства Саратовского колледжа водного транспорта, строительства и сервиса аудитория, в которой проходят занятия по химии, будет носить имя профессора И.С. Мустафина. В этой аудитории и обрёл своё место портрет профессора И.С.Мустафина работы А.П.Васильева.

Дмитрий Мустафин, доктор химических наук, профессор Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева. 5 фотографий, слайд-шоу

ПРИМЕЧАНИЕ:

Статья Захара Гельмана «Гений места» к 110-летию советского химика И.С.Мустафина размещена на сайте «Земское обозрение» 15 октября 2018 года: http://zemob.ru/index.php/sobytiya/sobytiya-2018/163-genij-mesta-pamyati-sovetskogo-khimika-i-s-mustafina

  • Просмотров: 75

Яндекс.Метрика