В.И.Игошин: «О, этот Юг, о, эта Ницца!..» (часть 13)

Елена пишет картины. Купание в отдалённой лагуне. Мышки. Общение с художниками и мини-выставки. Прогулка по Вильфраншу: часовня Святого Эльма в цитадели, росписи Жана Кокто на капелле Святого Петра, церковь Сен Мишель, Тёмная улица. Устрицы по 18 евро с розовым вином. 27 фото, слайд-шоу. Продолжение, часть 12 здесь:

http://zemob.ru/index.php/sobytiya/sobytiya-2019/473-v-i-igoshin-o-etot-yug-o-eta-nitstsa-chast-12

часть 11 здесь: http://zemob.ru/index.php/sobytiya/sobytiya-2019/471-v-i-igoshin-o-etot-yug-o-eta-nitstsa-chast-11

часть 10 здесь: http://zemob.ru/index.php/sobytiya/sobytiya-2019/467-v-i-igoshin-o-etot-yug-o-eta-nitstsa-chast-10

часть 9 здесь: http://zemob.ru/index.php/sobytiya/sobytiya-2019/465-v-i-igoshin-o-etot-yug-o-eta-nitstsa-chast-9

часть 8 здесь: http://zemob.ru/index.php/sobytiya/sobytiya-2019/462-v-i-igoshin-o-etot-yug-o-eta-nitstsa-chast-8

часть 7 здесь: http://zemob.ru/index.php/sobytiya/sobytiya-2019/456-v-i-igoshin-o-etot-yug-o-eta-nitstsa-chast-7

часть 6 здесь: http://zemob.ru/index.php/sobytiya/sobytiya-2019/455-v-i-igoshin-o-etot-yug-o-eta-nitstsa-chast-6

часть 5 здесь: http://zemob.ru/index.php/sobytiya/sobytiya-2019/454-v-i-igoshin-o-etot-yug-o-eta-nitstsa-chast-5

часть 4 здесь: http://zemob.ru/index.php/sobytiya/sobytiya-2019/453-v-i-igoshin-o-etot-yug-o-eta-nitstsa-chast-4

часть 3 здесь: http://zemob.ru/index.php/sobytiya/sobytiya-2019/451-v-i-igoshin-o-etot-yug-o-eta-nitstsa-chast-3

часть 2 здесь: http://zemob.ru/index.php/sobytiya/sobytiya-2019/448-v-i-igoshin-o-etot-yug-o-eta-nitstsa-chast-2

часть 1 здесь: http://zemob.ru/index.php/sobytiya/sobytiya-2019/443-o-etot-yug-o-eta-nitstsa-dnevnik-chast-1

 

4 октября

Три последних дня на лоджии Елена с полседьмого утра, начиная по тёмному с включённой лампой, пишет и пишет картины о Лазурном Береге, и сделала несколько весьма симпатичных.

Позвонила сестра Галя. Мы завтракаем на воздухе, с красным и белым вином. Прекрасная погода, яркий день. Послушав наши рассказы о русской церкви, Кубанкины уехали в Ниццу. Мы одни в номере. Начинаем собираться в дорогу. Это суровый итог каждого путешествия.

Время с 12 до 14 часов провели в небольшой отдалённой морской лагуне на побережье. Прозрачная изумрудная вода, мягкие волны, каменное окружение – стена из защитных валунов создавала свой микроклимат. Лёгкий ветерок и облака отпугивали купальщиков, и люди сидели поверху на набережной за столами, на лавках, любуясь морскими горизонтами. А для нас, саратовских, погода хороша. Искупались с приятностью.

У наших вещей тем временем роились очень маленькие, совсем миниатюрные мышки. При виде нас разбежались под камни. Обычно мы встречались с мышами ночью, под фонарями, они оккупировали мусорные баки у пляжных лестниц целыми семейками. Попадались на тёмных дорожках и крупные крысы. Никто из местных совершенно не обращал на них никакого внимания. И никакой санэпидстанции, а уж тем паче геморрагической лихорадки, всё это время не наблюдалось.

С нами в лагуне поодаль отдыхает несколько пар и мама с девочками. Разложили на крупных камнях картины Елены для отчётной фотосессии на фоне панорамы Вильфранш-сюр-Мер – по итогам арт-тура. Зрители реагировали спокойно, только американцы подошли и поговорили с нами. Дама сообщила, что приобрела на память картину в выставочном зале Цитадели.

Покинув пляж, мы с картинами в пакете прошли вдоль набережной. Встретили первого художника-реалиста, пишущего с натуры наш залив, и очень неплохо. Он оказался неразговорчивым скандинавом. Дальше местная дама любезно показала нам ворох своих милых акварелей с видами местных зданий. От 10 до 20 евро за лист бумагиА4 в бумажном паспарту. Мы поднялись к Цитадели. Наконец-то открыта часовня Святого Эльма, где мы осмотрели выставку геральдических гербов. В очередной раз безуспешно попытались встретиться с директором выставочного зала, чтобы поставить памятные печати в общественные каталоги художников нашей группы, – её никогда нет на месте. Тогда провели выставку десятка картин Елены во дворе крепости. Проходящие туристы одобрительно улыбались.

В крепости в очередной раз я обратил внимание на то, что экспозиция орудий и ядер посвящена силе русского оружия, и бюст российской императрицы в кокошнике, переставляемый с места на место по мере развития французско-русских отношений, сейчас величественно смотрит на бухту, бывшую когда-то бухтой Орловых.

Из Цитадели спустились к приморской части старого города. Немногочисленные посетители двух больших кафе на возвышении благосклонно наблюдали, как Елена выстраивает свои работы, договариваясь с ветром, на ограждении в виду церкви Святого Петра. Народ в Европе абсолютно толерантен, и никто никому не мешает делать что хочется. Лишь бы не беспокоили. А тут ещё такое развлечение. Люди кивают и сочувствуют, когда картонки сдувает на исторические камни. Расположились мы здесь с картинами не просто так, а из уважения к труду неординарного живописца Жана Кокто, чей бюст установлен у капеллы Святого Петра.

Справка. Часовня рыбаков Сен-Пьер у подножия старого города, у входа в порт, датируется 2-й половиной 16-го века. Построена в романском стиле. В 1957 в Вильфранш-сюр-Мер отдыхал Жан Кокто. К тому времени часовня уже долго служила местной рыболовецкой артели складом инвентаря, и Кокто договорился с рыбаками украсить стены капеллы изнутри и снаружи росписью. И украсил. Источник: Tripadvisor.ru.

Осмотрел расписи капеллы под неусыпным взором продавщицы входных билетов. Стены камерного зала весьма оригинально украшают рыбы (и люди с глазами-рыбками, как заметила Елена), в свободном полёте или плавании по стихиям... Поднялись затем к церкви Сен Мишель, шпили которой хорошо видны со всей округи. Вошли внутрь. Женщины и дети украшали боковые части скамеек в проходе живыми цветами, наверху играл старинный орган и репетировал хор.

Справка. В самом сердце Старого города Вильфранш-сюр-Мер находится церковь Святого Михаила. Построена в 1-й половине XIV века, перестроена в 1790 году и тогда же установлен орган. Есть скульптура Христа, распятого на стволе смоковницы. Сегодня здание церкви служит достойным обрамлением этим и другим произведениям искусства – в нём проводятся различные культурные мероприятия, включая выставки. Источник: Tripadvisor.ru

Не совсем так. Вход в Выставочный зал находится с другой стороны от входа в церковь, это отдельное от церкви помещение, возможно, ей принадлежащее и сдаваемое в аренду. Мы туда попали неожиданно, когда спустились по ступеням мимо уличного кафе и овощной лавки (6 евро за 1 кг помидоров, только что с грядки). В просторном светлом помещении выставлены авторские работы местных художников. Двое из них приветствовали нас, с интересом просмотрели каталоги и провели экскурсию по выставке, а также предложили выставить картины Елены, что она и сделала. Так логично завершился для неё первый в истории Школы В.А. Мошникова зарубежный арт-тур.

Отмечу, что идея Елены с каталогами пришлась кстати. В предыдущей поездке в Испанию её каталог картин оправдал себя, помогая общаться даже без знания языка с теми, кто не говорил по-английски. И во Франции открытый каталог значительно оживлял беседу и помогал общению в музеях и галереях, с ним без удостоверения членства в союзе художников нам выдавали бесплатные билеты. Отдельная благодарность за это авторам-разработчикам каталогов Валерии Голубевой, Алёне Хватовой, Людмиле Арутюнян.

Опять же по испанскому опыту мы просили поставить печати в значимых местах, и собрали целый букет музейно-городских автографов для себя и группы художников.

Затем мы полазили по узким и крутым улочкам старого центра, похожим на такие же улочки других прибрежных городов – Сен-Поль-де-Ванса, Туррет-сюр-Лу, Эза и других. Всё в камне, на камнях у дверей квартир стоят вазоны с цветами и кактусами. Здоровенные фикусы произрастают кое-где между стен. Вот на стульях между высоких каменных стен в узком проходе беседуют две мадам, мы здороваемся, пробираясь между ними, и нам кивают: «Бонжур». Вряд ли уже они спускаются до моря по такой крутизне. Вышли на крохотную площадь с фонтаном. Обзорная площадка под окнами с видом на наш пансионат вдали. Пожилая парочка с двумя бутылками вина, отсняв несколько кадров на фоне моря, удаляется в соседний дом.

Возвращаемся по тёмной улице, удивляясь, как жители ходят в квартиры по очень крутым лестницам внутрь узкого дома без лифта. Четырехэтажные строения друг против друга не пропускают солнце на каменные мостовые.

Справка. Тёмная улица появилась в XIII-XIV веках как проход по пути следования дозорных вдоль городской стены. Изначально улица не была крытой. Длина 130 метров. Под сводами Тёмной улицы (рю Обскюр) жители города укрывались от нападений неприятеля и сильных штормов, а во Вторую мировую войну — от англо-американских бомб. Сегодня в галерее торгуют сыром и вином, так как под сводами прохладнее. Источник: Tripadvisor.ru.

В переходах расположены кафе, но сейчас людей в них очень мало. К тому же уже три дня на рейде нашей бухты Вильфранш не появляются огромные океанские круизные лайнеры. По всем признакам чувствуется, что туристический сезон-2019 на Лазурном Берегу подходит к концу.

Минуем магазинчики со знакомыми наборами ароматов, россыпями прованских трав в тазиках и залежами полотенец с рисунками лаванды, и снова выходим к площадке у церкви Святого Петра. Морской ветер крепчает. Выбираем отдельную кабинку в полупустом кафе и заказываем две порции устриц по 18 евро. Официант, в ответ на просьбу распить своё вино, улыбается и предлагает те же устрицы за 16 евро и по бокалу вина. Соглашаемся на розовое. В ожидании заказа наблюдаем из укрытия, как парни борются с ветром, сворачивая зонтики над уличными столиками. Устрицы в крупных красивых раковинах лежали на серебряном блюде со льдом. К ним прилагались хлеб, лимоны, уксус и оливковое масло. Розовое вино тоже было ледяным.

К 19 часам под плеск волн, в мягком свечении прибрежных фонарей и в тени от раскидистых платанов, вернулись в отель. И продолжили начатые утром сборы. Завтра отъезд. Это так же невероятно, как и прибытие сюда две недели назад.